Свердловская область

 

Приоритеты и политика региональных властей

 

Образование на языках национальных меньшинств. В области разработаны два модуля (варианта) стандарта по родному языку. Образовательные учреждения с русским (неродным) языком обучения реализуют I вариант стандарта, который по структуре соответствует федеральному компоненту стандарта по иностранному языку. Образовательные учреждения с родным (нерусским) языком обучения реализуют II вариант настоящего стандарта. Стандарты, подготовленные для обучения на четырех языках (татарский, башкирский, украинский, марийский), могут пополняться за счет разработки стандартов по родному языку и родной литературе других народов, проживающих на территории Свердловской области. (Государственный образовательный стандарт (национально - региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, часть III, Екатеринбург, 1999, утв. Постановление Правительства СО  от 3 августа 1999 года N 897-ПП). 

С 1996 года в рамках регионального компонента базисного учебного плана в программы учебных заведений стали внедряться этнокультурные образовательные курсы: "Народоведение", "Этнокультурология", "Художественная культура Урала" и т.д.

В 2001/2002 учебном году государственные нужды Свердловской области по обеспечению государственных и муниципальных образовательных учреждений начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования области учебной литературой для национальных школ определены в 1000 экземпляров по федеральному комплекту.  В 2002/2003 учебном году эти потребности определены в 2000 экземпляров (приложение к Постановлению Правительства Свердловской области от 19 марта 2002 г. N 160-ПП).

В рамках регионального комплекта предусмотрено обеспечение учебной литературой татарских школ. Данным комплектом предусмотрена закупка учебного пособия для учащихся 10-11 классов, программы и методических рекомендаций курса «Народы и культура Урала в XIX-XX вв.», Программ для 1-4, 5-9 классов, пособий для учителей по курсу «Традиционная народная культура Урала» (Прилож. к постановлению Правительства Свердловской области от 12 апреля 2001 г. N 252-ПП).

Наиболее многочисленны татарские национальные школы: в области функционируют 26 татарских национальных школ в 4-х районах. Учебные и методические пособия для таких школ на безвозмездной основе поставляются со стороны министерства образования Татарстана.

Определенные проблемы могут возникнуть в случае перехода татарских школ на латиницу. Однако в Министерстве образования области считают, что данное новшество может породить лишь временный кадровый кризис в школах , расположенных в области. По словам Натальи Казаковой, специалиста министерства, если переход на латиницу будет осуществлен, для татарских школ Среднего Урала это будет таким же новым процессом, как и для учебных заведений республики Татарстан. Единственная проблема, с которой столкнутся в области - необходимость переподготовки педагогов таких школ.

Национально-культурная автономия татар, совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Министерством общего и профессионального образования,  разработала программу создания агролицея в селе Уфа-Шигыри (http://nkat.ur.ru/rus/rus_1_1.htm#Home ).

С  октября 2001 года в помещении школы № 176 г. Екатеринбурга начала свою работу воскресная школа, где изучается татарский язык. В классе воскресной школы обучается 20 человек, среди которых не только татары, но и русские (http://nkat.ur.ru/rus/rus_1_3.htm).

Численность национальных дошкольных учреждений неизвестна. Однако национальные дошкольные учреждения существуют еще с начала 1990-х гг.: в 1992 г. в области функционировали 3 дошкольных учреждения на татарском, 1 на мари и 1 на каракалпакском языке.