Ставропольский край

Потенциальные конфликты

В Концепции краевой программы “Ставрополье на пути к культуре мира” в качестве угрозы стабильности межнациональных отношений выделены такие факторы, как угроза террористических актов, экспансия некоторых территорий, усиленная миграция, влияние ваххабизма, изменение иерархии народов и этнических групп. Органы государственной власти края рассматривают неупорядоченность миграционных процессов в качестве фактора, осложняющего обстановку в крае, способствующего росту преступности и межнациональной напряженности (см. Постановление Государственной Думы Ставропольского края от 16 июля 1997 года № 652 – 39 ГДСК).

По мнению органов государственной власти края, миграционные процессы в Ставрополе привели к увеличению численности национальных диаспор, образовались компактные места проживания армян, чеченцев, курдов, дагестанцев и других национальностей, что негативно отражается на криминогенной обстановке (см. Постановление Правительства Ставропольского края от 24 апреля 2002 года № 93 – п “О результатах работы рабочей группы по оказанию практической помощи органам местного самоуправления города Ставрополя в решении вопросов социально-экономического развития муниципального образования”).

В краевых правовых актах обращается внимание на взаимосвязь межэтнических отношений и экономических проблем. В Распоряжении Губернатора края от 22 мая 1998 года № 311 – р., кризисная ситуация в экономике указывается в качестве одного из основных факторов, усиливающих напряженность в межнациональных отношениях (п. 2.1). Губернатор Ставропольского края подчеркивает, что часто в процессе передела сфер влияния уголовные авторитеты провоцируют конфликты между переселенцами, выдавая их затем за межэтнические. "Коренные жители края с обоснованным беспокойством смотрят на рост влияния бизнесменов, прибывших из других регионов, особенно из соседних республик. Какова природа капитала, которым владеют новые жители края? Какие деньги вкладывали в производство и сбыт продукции агропромышленного комплекса, приобретение элеваторов, предприятий переработки и т.п.? В последнее время все чаще так называемые частные кредиторы из-за пределов края дают вновь прибывшим довольно большие деньги, якобы на подъем сельхозпредприятий и приобретение земли (В.Ткаченко. Губернатор Ставропольского края Александр Черногоров отвечает на вопросы нашего корреспондента //"Советник президента", №13, февраль 2003 http://www.sovetnikpresidenta.ru/1280x1024/modules.php?op=modload&name=Sections-archive&file=index&req=viewarticle&artid=156&page=1 ).

По данным последних обследований, более 75 процентов ставропольцев считают проблему миграции, при этом 63 % -сочли работу государственных органов власти по ее разрешению недостаточной. А на вопрос: "Адаптировались ли мигранты к новым условиям проживания?" - более 55 процентов респондентов дали отрицательный ответ, значительная часть из них акцентировали внимание интервьюеров на попытках приезжих навязывать местным "свои правила игры". Кроме того, 74 процента опрошенных жителей края считают переселенцев виновными в росте безработицы, 57 - в нагнетании межнациональной напряженности. А по мнению 35 процентов, мигранты являются причиной общего ухудшения социально-экономического положения на Ставрополье.

В целом за введение ограничений на прием мигрантов в регион высказалось подавляющее большинство респондентов - 79 процентов. (Опрос проводился в Предгорном, Минераловодском и Благодарненском районах, в ходе исследования опрошены 300 человек).

Результаты исследования показывают наличие скрытого, развивающегося в весьма опасном направлении конфликта между коренными жителями и приезжими. Подобные настроения обусловлены бытующими среди населения мифами о криминальном, маргинализированном характере мигрантской среды. При этом живучесть таких мифов на протяжении последних лет явно подпитывается представителями региональных и муниципальных властей, регулярно делающих популистские заявления на национальную тему. (Нина Головина. Конфликт есть, но скрытый // "Вечерний Ставрополь", 18.06.2003, с. 3).

Вступление в силу краевого Закона "О мерах по пресечению незаконной миграции в Ставропольский край", противоречащего Коституции Российской Федерации и федеральному законодательству и распространяющего на российских граждан, создает опасный прецедент инструментария, позволяющего проводить селективную этномиграционную политику в крае, при которой национальные меньшинства делятся на желательные и нежелательные.

Конфликты, приобретающие этническую окраску многочисленны. Среди наиболее громких: массовые драки между даргинской и ногайской молодежью, Нефтекумский и Степновский районы, 1999-2000 г., Нефтекумский район, 2002 г.; столкновение между туркменами и русскими, Туркменский район, январь 2001; драка между греками и казаками, Ессентуки, сентябрь 2002 г. Из ленты сообщений: в поселке Тамбуканский Предгорного района Ставропольского края трое неизвестных расстреляли из охотничьего ружья армянскую семью. Примечательно, кстати название статьи – возможно напрасно педалирующее национальную принадлежность пострадавших (26.9.03 На Ставрополье расстреляна армянская семья http://kavkaz.memo.ru/newstext/news/id/593768.html).

Стычки представителей разных этнических групп поневоле приобретают межнациональную окраску, даже если соответствующие мотивы изначально отсутствовали. Настораживает, что межнациональные волнения в крае возникают зачастую на пустом месте, на основании непроверенных слухов. (Например, весной 2002 г. в Пятигорске, когда в армянской общине распространился слух об изнасиловании армянских девочек, одной из которых якобы было всего 11 лет, и убийстве 19-летней беременной армянки. Примечательна реакция СМИ: встретилось утверждение, что со стороны армянской общины "произошла демонстрация силы и предупреждение: мол, не пытайтесь повторить краснодарский вариант, дело не пройдет. И намек сделан серьезный - именно армянские группировки контролируют преступный мир Пятигорска, да и в целом Кавминвод". - М.Глебова. Действуют на слух // "Версты", №46 http://www.versti.ru/arcnumer.cfm?header=дЕИЯРБСЧР%20МЮ%20ЯКСУ&number=46&d=2002-04-25 ).

Озабоченность специалистов вызывает активизация молодежи в конфликтах, быстрое территориальное их распространение, "жесткость противостояния", радикализация, распространение эмоционально окрашенной фразеологии (М.А.Аствацатурова. Пресса Ставропольского края: межэтнические отношения и культурные образы как объекты профессионального интереса, Ростов-на-Дону, Пятигорск, 2003, с.25).

Обследования В.Авксентьева свидетельствуют, с одной стороны, о напряженности между определенными этническими группами, с другой – о локальности представлений о потенциальных конфликтах: отношения с армянами напряжены в Георгиевском, Кировском, Андроповском районах, Ставрополе; с греками – в Ессентуках, Андроповском районах, Ставрополе и т.д. (М.Глебова. Враги народов // "Вечерний Ставрополь", №229 15.12.02 http://www.vechorka.ru/contentfs.php?id=23&tabl=7 ).

Судя по всему, при наличии наиболее массового противостояния по линии русские – кавказские народы, наиболее серьезна ситуация на локальном уровне в сельской сестности: в Нефтекумском, Левокумском, Туркменском районах. Специалисты фиксируют, что представители трех национальных групп (русские, ногайцы, туркмены) весьма отрицательно относятся к чеченцам (50% русских и 23% ногайцев не хотели бы иметь их в числе своих друзей или родственников), четверть туркмен не хотела бы видеть среди друзей и родственников русских и украинцев, а четверть русских - туркмен. Вызывает тревогу недоброжелательность русских к дагестанцам (32%) и мусульманам вообще (41%). Все это свидетельствует о наличии в крае определенной этнофобии(Колосов В.А., Галкина Т.А., Криндач А.Д. Территориальная идентичность и межэтнические отношения. на примере восточных районов Ставропольского края http://www.politstudies.ru/fulltext/2001/2/6.htm ).

Налицо соотнесение терроризма с представителями определенных этнических групп: "чеченский след", "ногайский батальон", "карачаевское дело" (М.А.Аствацатурова. Диаспоры в Российское Федерации: формирование и управление, Ростов-на-Дону, Пятигорск, 2002, с.485).

3 сентября 2003г. в Кисловодске произошел террористический акт с жертвами – взрыв в электричке. (Примечательно, что за неделю до этого состоялось очередное заседание межведомственной комиссии краевого Совбеза Ставрополья по противодействию терроризму, политическому, национальному и религиозному экстремизму. Обсуждались меры, а также степень готовности руководителей и персонала к действиям в критических ситуациях с возможными терактами в краевых учебных и дошкольных заведениях, учреждениях здравоохранения, культуры и спорта. Главный вывод: ведомства более или менее готовы противодействовать террору. И все-таки по-прежнему есть немало проблем - например, более половины школ края не соответствуют противопожарным нормам безопасности. (1.09.03 Заседание межведомственной комиссии по противодействию терроризму и экстремизму. http://kavkaz.memo.ru/newstext/news/id/585573.html).

В связи с обострением антиисламских настроений, вызванным терактом, газета “Ставропольская правда” опубликовала обращение иммамов и аксакалов Нефтекумского и Степновского районов: “Мы, аксакалы восточных районов края, являясь выразителями интересов мусульманского общества, стоим на позиции укрепления межнационального согласия, спокойствия и мира в обществе. Считаем, что истинно верующий человек не пойдет по пути конфликта и раздора в отношении к другим народам и религиозным конфессиям. Мы призываем не искать превосходства над другими религиями и нациями. Ибо всевышний говорит: “Воистину верующие — братья, так устройте мир между вашими братьями! Будьте богобоязненными и да будете помилованы”. Мы обращаемся к правоохранительным органам: не оскорбляйте мусульман, называя всех без основания ваххабитами и террористами, ибо у каждого народа есть хорошие и плохие. Чтобы бороться с экстремизмом в любой религии, нужно всем при непосредственной поддержке власти заботиться о развитии образования, религиозной культуры, нравственности. Только грамотные богобоязненные люди, могущие отделять ложь от правды, политику от религии, восстановят пошатнувшееся доверие между верующими людьми. Ведь, как утверждают ученые, между исламом и православием никогда конфликтов не было” (9.07.03 http://www.islaminfo.ru/cgi-bin/news/news_d.php?id=1390).

В обращении руководства общественной некоммерческой организации "Ставропольский региональный центр вайнахов /чеченцев и ингушей/ "Нийсо" и старейшин чеченской диаспоры Ставропольского края к жителям Ставрополья, распространенном в СМИ региона говорится, что Ставропольские чеченцы осуждают терроризм и призывают укреплять братские отношения со всеми народами на благо России: "Чеченцы-жители Ставропольского рая заявляют, что действия террористов не имеют ничего общего ни с мусульманской религией, ни с чеченским народом…Чеченский народ в подавляющем большинстве своем не приемлет не только терроризм, но и насилие. Чеченская диаспора ответственно заявляет о том, что в пределах своих возможностей будет противоборствовать со всякого рода акциями терроризма и экстремизма, укреплять братские отношения с представителями всех национальностей и активно участвовать в созидательной жизни во благо Российского государства и его народа" (26.07.03Ставропольские чеченцы осуждают терроризм и насилие. http://kavkaz.memo.ru/newstext/news/id/578373.html).

Страсти удалось сдержать. Однако любая провокация может привести к взрыву страстей. Как, например, в июне 1999 г. после убийства нескольких милиционеров на административной границе Чечни, когда сотрудники милиции Курского района Ставропольского края, предположительно при участии казачьих формирований, выселили в Чечню 140 чеченцев из трех хуторов в приграничной полосе. Их дома были сожжены, зачастую со всем имуществом, домашний скот разогнан по окрестностям. Никто из проживавших на хуторах чеченцев не был арестован, никому не было официально предъявлено никаких обвинений. На обращение Ставропольского регионального правозащитного центра в прокуратуру края последовал ответ, что “факты насильственного выселения чеченских семей при проведении проверки не нашли своего объективного подтверждения (http://www.iea.ras.ru/lib/neotl/21012003165718.htm).

Серьезной проблемой для края становится стремительное распространение исламского экстремизма. Ваххабистские идеи получили опору среди ногайцев, карачаевцев. По данным властей, более 50 ногайцев приняли участие в деятельности бандформирований в Чечне и Дагестане. В июле 2003 г. в Ставрополе была задержана 20-летняя чеченка с литературой ваххабитского толка. Одно издание посвящено Басаеву и содержит призывы к межнациональной розни. В ГУВД края напомнили о том, что прежде подобная литература попадалась оперативникам чаще всего в соседних с Чечней районах Ставрополья, например, в Нефтекумском, где "рекруты" экстремистов пытались под прикрытием ваххабизма привлечь в лагерь диверсантов и подрывников на территории Чечни местную молодежь из семей, исповедывавших ислам РИА "Новости" , 18-07-2003.

Радикализация ислама – отражение состояния мусульманской уммы края. За минувшие 14 лет количество мусульманских общин на Ставрополье выросло в десять раз, сегодня их 33, но большинство - не зарегистрированы по причине как слабой материальной возможностях, так и в разобщенности. В национальном составе мусульман преобладают ногайцы, татары и туркмены, есть карачаевские общины в Ставрополе, Кисловодске, Предгорном районе. Однако будучи в меньшинстве, мусульмане-карачаевцы составляют основной костяк грамотных имамов, поскольку сложилось так, что преимущественно карачаевские юноши направляются на учебу в исламские учебные заведения (6.09.03 В Ставрополе встретились представители двух конфессий http://kavkaz.memo.ru/newstext/news/id/587027.html)..

В восточных районах края с 2001г. действует Совет имамов, создание которого было обусловлено тем, что основная масса ставропольских мусульман проживает на востоке - в Курском, Нефтекумском, Степновском, Левокумском, Арзгирском районах.

В целом мусульманская умма края ориентируется на ЦДУМ (Т.Таджуддин), что неприемлемо для радикально настроенных, получивших образование за границей молодых исламских священослужителей. ДУМ Карачаево-Черкесии и Ставропольского края расходятся.

На территории края, со слов губернатора, действует около 500 религиозных общин двадцати конфессий. Из них 200 православных, 130 протестантских и 34 мусульманских. http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=158&did=9778&call_action=popup1(topic).

Достаточно напряженно складываются межконфессиональные отношения. В январе 2004 г. в Ставрополе прошел митинг: жители города протестовали против передачи здания мечети местной мусульманской общине. (Мечеть расположена в центре густонаселенного жилого района, некоторые дома вплотную примыкают к зданию мечети, а минарет находится на уровне окон квартир). Местная власть в лице первого замглавы администрации Ставрополя Николая Жукова заверила о своей полной солидарности с казаками и жителями города ("Независимая газета", 29 января 2004 г.).

Ситуация осложняется тем, что некоторые мусульмане выступают против передачи здания, поскольку в настоящее время создается ДУМ Ставрополья, которое не будет подчинятся ДУМ Карачаево-Черкесии. Совет имамов восточных районов края даже направил в адрес губернатора просьбу не передавать мечеть. (http://portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=17520; http://portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=17679; http://www.ng.ru/printed/regions/2004-01-29/4_stavropole.html).

Настораживает бездействие властей, слабо реагирующих на "патриотическое" настенное творчество. Все чаще появляются надписи политического и националистического характера. Разнообразием они не отличаются - "Чурки, вон из России", "Россия - для русских", "Евреев - в гетто" и другие. Пугает только их агрессивность и постоянство. Проявления националистических настроений характерны не только для краевого центра, но и для других городов региона. Например, на витринах и стенах домов Невинномысска нередко можно увидеть надписи типа "Фашизм - наша победа", "России - русский порядок". (И.Босенко, Р. Казарян. Надписи на стенах не опасны?! 11.10.02 http://base.ijc.ru/scripts/site.cgi?SECTIONID=10086&IID=71745 ).

“Русский, проснись!” - так называлась листовка, распространенная в декабре 2002г. в курортных Ессентуках в массовом порядке. В ней сообщалось о кровавом погроме, якобы устроенном греками в городе, в результате которого пострадали люди и их имущество. Листовка призывавшая русских объединяться, защищать себя и самим наводить порядок в городе, - отклик неких экстремистских сил под условным наименованием “РНЕ” на стычку в Ессентуках между сотрудниками охранного агентства “Статус” и греческой молодежью из Предгорного района.

Настораживают периодически появляющиеся сообщения о вооружение казачества. Не являясь идеалом толерантного поведения, казачество часто выступает активной стороной конфликтов на этнической почве, зачастую их провоцируя. (МВД вооружает ставропольских казаков карабинами Симонова. 05.02.02 http://lenta.ru/vojna/2002/02/05/kazaks/ ).

Распространенность националистической прессы приводит к скандалам. Три жителя Ставрополя обратились с заявлением в Управление министерства юстиции по Ставропольскому краю с просьбой привлечь еврейские организации к ответственности за осуществление экстремистской деятельности. К такому заявлению их побудило чтение статьи "Пособие начинающего экстремиста" в N 10 газеты "Алекс-информ". В статье утверждается, что еврейские организации России издают и распространяют литературу экстремистского содержания. "Они заказали в типографии книгу под названием "Кицур Шулхан Арух", которая по своей сути действительно есть не что иное, как пособие, учебник, обучающий евреев шовинизму, ненависти к любой другой нации. Эту книгу распространяют среди еврейских детей, заранее воспитывая из них лиц, ненавидящих наше государство и наш народ, готовых и к захвату и к уничтожению государства. Так что же получается: нас за наши же деньги сравнивают с грязными свиньями? На наши деньги строятся еврейские детсады и школы, где еврейских детей открыто учат нас презирать и ненавидеть. Идет идеологическая обработка целого поколения", - утверждает автор статьи.

К удивлению правозащитников, ставропольские юристы не обратили внимания на откровенно антисемитский характер публикации, а вызвали в Управление Минюста для объяснений председателя еврейской общины Ставрополя Ефима Файнера. Между тем, "Кицур Шулхан Арух" - ни что иное, как книга заповедей иудаизма, которые размещены по традиционным правилам. Сотрудники Ставропольского отделения Минюста, не разобравшись в характере публикации, приняли сторону издателей погромной газеты, вместо того, чтобы ограничить ее распространение в Ставрополе. (26.09.03 Лидера еврейской общины Ставрополя отчитали в региональном Управлении Минюста за книгу "Кицур Шулхан Арух" http://kavkaz.memo.ru/newstext/news/id/586655.html

Антисемитизм в крае не представляет такой опасности, как антикавказские настроения. Однако он незримо присутствует: стало недоброй традицией осквернение единственного на Ставрополье еврейского кладбища в Пятигорске, в микрорайоне Новогорячеводск. 15 апреля 2004 г. неизвестные разрушили 14 надгробий. (Осквернено еврейское кладбище на Ставрополье // Антисемитизму.нет. 2004. 16 апреля. http://www.antisemitismu.net/site/site.aspx?SECTIONID=154540&IID=216016). В 2003 г. и 2002 г. разрушение надгробий приходилось на июнь.

Позиция преобладающей части краевых СМИ выдержана и корректна при освещении проблем межэтнических отношений. Однако опрос работников органов местного самоуправления, руководителей и членов НКО, специалистов, преподавателей Вузов и студенческой молодежи показал, что большинство из них считают: межэтнические отношения в СМИ края отражаются недостоверно; в краевых газетах слабо находят отражение межэтнические противоречия и конфликты; газеты не отражают позицию органов власти и управления по проблемам межэтнических отношений; информация о народах и НКО края недостаточна; газеты края недостаточно внимания уделяют воспитанию терпимости, установок толерантности, согласия. (Итоги социологического обследования "СМИ Ставропольского края: отражение межэтнических отношений", цит. по: М.А.Аствацатурова. Пресса Ставропольского края: межэтнические отношения и культурные образы как объекты профессионального интереса, Ростов-на-Дону, Пятигорск, 2003, Приложение 4, с.114-115).

Еще более негативно оценивают роль СМИ представители национальных меньшинств. Согласно обследованию 2002 г., большинство опрошенных чеченцев, карачаевцев, туркмен и ногайцев считают, что местные СМИ не дают достаточно объективной информации о межнациональных конфликтах в регионе. (Причем среди чеченцев негативную оценку электронных СМИ дали 100% респондентов, среди карачаевцев 76% дали негативную оценку ТВ, 70% - газетам и 61% - радио). Большинство опрошенных считают, что местные СМИ провоцируют обострение конфликта путем распространения вздорных слухов и дутых публикаций: сред и чеченцев это мнение высказали 82% респондентов, среди карачаевцев – 72%, туркмен - 50%, ногайцев – 18%. (А.А.Вартумян, А.Ю.Хоц, И.О.Бабкин. Краткий анализ некоторых аспектов этноконфликтной ситуации в Ставропольском крае (по материалам социологических исследований). Ставрополь, 2002, табл.27,28).

Согласно другому исследованию, доля тех, кто доверяет СМИ, повсеместно составляет считанные доли процента (Авксентьев В.А., Бабкин И.О., Медведев Н.П., Хоц А.Ю., Шнюков В.В. Ставрополье: этноконфликтологический портрет. Ставрополь, СГУ, 2002, цит. по: М.А.Аствацатурова. Пресса Ставропольского края: межэтнические отношения и культурные образы как объекты профессионального интереса, Приложение 2, с.102).