Ставропольский край

Объединения национальных меньшинств.

Национально-культурные автономии и НПО

В крае действуют 20 НКА, представляющие народы Дагестана, армян, греков, немцев, корейцев, туркмен. Зарегистрировано 70 национально-культурных организаций, включая славянские (на начало 2003 г.).

Диаспоры Ставрополья и их национально-культурные организации становятся активными участниками этнополитических процессов в крае и во всем северокавказском регионе. Так, заявили о себе азербайджанская, балкарская, ногайская, карачаевская, туркменская диаспора, диаспоры турок-месхетинцев, татар. Усиление отмеченных диаспор обусловлено рядом общероссийских и международных обстоятельств, усилением исламского фактора на Северном Кавказе. Тюркские организации нацелены на решение прежде всего культурно-религиозных задач (строительство мечетей, медресе, выделение особых мест для захоронений, отмечание религиозных праздников).

Активному включению некоторых диаспор в этнополитический процесс способствуют неблагоприятные обстоятельства этнической жизни (ситуация в Дагестане, в Карачаево-Черкесии). В районе КМВ, в частности в Кисловодске, происходят разрастание карачаевской диаспоры (за счет притока из Карачаево-Черкессии) и формирование национальной карачаевской интеллигенции. Естественно, что события в соседней республике отражаются на настроениях карачаевской и черкесской диаспор Ставрополья, расшатывая этническую стабильность в крае. (Национально-культурные автономии и организации мигрантов. http://www.eawarn.ras.ru/centr/eawarn/doklad/ch9.htm).

Армянская диаспора. Армянская диаспора пополнилась за счет переселенцев из Азербайджана, Армении, Чечни, Грузии. Концентрация армянских этнических групп отмечается в Ставрополе, Буденновске, городах КМВ, Георгиевске, Предгорном, Кировском районах. (Национально-культурные автономии и организации мигрантов http://www.eawarn.ras.ru/centr/eawarn/doklad/ch9.htm ).

Диаспора активно формирует национально-культурные организации, традиционно уделяя внимание реализации религиозных, культурных интересов (строительство церквей, изучение языка, издание литературы, отмечание национально-значимых событий). В крае действуют более 10 общин, а в краевом центре - Краевой Совет армянских обществ края. Ведется большая работа по возрождению армянских церквей. Построены церкови в Кисловодске и Буденновске, завершается строительство храмов в Пятигорске и Георгиевске, церковь в Ставрополе, на улице Войтика.

Однако армянская диаспора не имеет налаженных связей с другими армянскими землячествами России. Связи с материнским этносом, с Арменией, также весьма эпизодичны, хотя идея исторической Родины, идея Армянской Григорианской церкви выступают объединяющими во внутридиаспорных настроениях.

Краевая армянская национально-культурная автономия была создана на учредительной конференции в Пятигорске в мае 2002г. представителями армянских диаспор Ставрополя, Пятигорска, Кисловодска, Ессентуков, Железноводска, Георгиевска.

Автономия сотрудничает со всеми ветвями власти края. Сложились деловые отношения с руководителями городов и районов края, с силовыми структурами. Например, после того, как в Краснодаре были осквернены могилы на армянском кладбище, в Ставрополе и городах Кавказских Минеральных Вод ходили слухи о том, что скинхеды готовят погромы против лиц армянской национальности и началась настоящая паника, автономии пришлось решать проблему вместе с советом безопасности края и силовыми структурами. Общими усилиями удалось предотвратить серьезный конфликт (Куц Е. Родина вдали от родины. Ставропольская правда.17.09.02 http://www.stapravda.ru/2002/09/17/2002-09-17-08.shtml ).

Дагестанцы. Национально-культурные организации дагестанских землячеств отличаются культурно-просветительским характером, отсутствием религиозного экстремизма, пророссийской ориентацией, этнической лояльностью. Имея городские, региональные, краевые общины, представители дагестанских этнических групп инициируют прежде всего гуманитарную, благотворительную деятельность, оживившуюся в связи с событиями в Дагестане. (Национально-культурные автономии и организации мигрантов. http://www.eawarn.ras.ru/centr/eawarn/doklad/ch9.htm ).

Греки. Греческой диаспорой за последние 10 лет создано множество национально-культурных объединений (городские, районные, региональные, краевая - всего около 20). Развитие диаспоры отмечено динамизмом, разнообразием форм, эффективностью деятельности, самостоятельностью, инициативой. В рамках греческой общины края работают центры, ассоциации, организации профессиональной, возрастной направленности (предпринимательские, учительские, научно-исследовательские, молодежные и др.). Особая сторона деятельности греческого землячества - крепкие связи с исторической родиной, разнообразными гуманитарными, благотворительными, общественными и правительственными организациями, движениями, которые занимаются проблемами греков-понтийцев, греческой диаспоры России (Национально-культурные автономии и организации мигрантов. http://www.eawarn.ras.ru/centr/eawarn/doklad/ch9.htm ).

В крае действует Ассоциация греческих общественных объединений Ставропольского края, куда входят 10 греческих общественных организаций.

Туркмены. Несмотря на относительную разбросанность по территории края, ставропольские туркмены, вышедшие350 лет назад из Азии, представляют единую этническую общность, в которой функционирует родной туркменский язык, сохранены исторические и культурные традиции, восходящие как к древности, так и к недавнему прошлому, сформировавшееся на основе культурной интеграции проживающих рядом этносов – калмыцкого, ногайского, татарского, русского и других народов Северного Кавказа. Ставропольские туркмены считают себя северокавказскими туркменами и не смешивают себя с туркменами Средней Азии

Связь ставропольских туркмен с их соплеменниками, живущими на территории Туркмении крайне незначительна, а их бытовой уклад и язык подверглись сильному влиянию народностей Кавказа: ногайцев, карачаевцев, калмыков и других. Естественно, двуязычие (родной язык и русский) оказалось сильнее, нежели у туркмен Азии. В настоящее время исторические роды и деления потеряли всякую актуальность и на внутренний строй жизни туркмен не оказывают никакого влияния (в отличии, например, от аналогичного построения рода у некоторых народностей Северного Кавказа ). Однако острых конфликтов между представителями этих двух групп населения Ставропольского края (переселенцы с Кавказа и туркмены) не наблюдалось, и часто приехавшие с Северного Кавказа, живя среди туркмен, пользовались уважением, находились в добрососедских отношениях с ними. Однако есть некоторые основания полагать, что в связи с обострением в последнее время межнациональных отношений на Кавказе можно ожидать вовлечения в конфликты противостоящих групп населения края (казаков, русских, народов Северного Кавказа) и туркмен, которые в результате этого могут выдвинуть свою программу мер по обеспечению нормального функционирования своей этнической общности, по экономическому и социально-политическому развитию, во избежание исчезновения этноспецифических черт своей культуры (Сеитов И.Т., Сеитов Р.И. Особенности этнонациональных отношений у ставропольских туркмен // "Вестник госуниверситета Ставрополя", 2002 http://ashga.sitecity.ru/ltext_2207133347.phtml?p_ident=ltext_2207133347.p_2701115045 ).

Ногайцы. Ногайской общиной создано общество “Бирлык” (“Единство”), насчитывающее, по словам руководства, около 1000 членов. (Правда, районные руководители и специалисты из администрации края утверждают, что реально действуют полтора-два десятка активистов.) Это общество, в отличие от туркменского, выдвигает не только культурные, но и политические требования. На первых порах, в период массового роста национальных движений в бывшем Союзе, общество выступало за образование ногайской территориальной автономии на землях, где по переписи 1989 г. проживало около 70 тыс. ногайцев (часть территорий Ставропольского края, Дагестана и Чечено-Ингушетии). В Чечне эта идея не вызвала энтузиазма; более того, сотни ногайских семей были вынуждены переселиться оттуда в Ставрополье.

Поэтому теперь “Бирлык” предлагает сформировать в Ставропольском крае Ногайский район, включив в него села с преобладанием ногайского населения, примерно в границах упраздненного ранее Карасулинского района. На данной территории ногайцы составили бы около половины всего населения (22 - 23 тыс. человек). Лидеры общества утверждают, что культурной автономии недостаточно и только разграничение этнической территории поможет сохранить ногайский язык и культуру, и требуют создать особый избирательный округ, в который входили бы только ногайские села. В целом же степень политической мобилизации ногайцев низка - в основном по тем же причинам, что и у туркмен: большинству из них сейчас не до политики, интеллигенция малочисленна и разрозненна (с 1957 по 1985 г. ногайский язык в школах вообще не преподавался). Краевая и районные администрации внимательно следят за ситуацией, но многие специалисты полагают, что “Бирлык” выражает интересы небольшой группы лидеров, стремящихся завладеть рычагами перераспределения дотаций, ведь районы проживания ногайцев - одни из самых бедных в регионе http://www.eawarn.ras.ru/centr/eawarn/doklad/ch9.htm ).

Чеченцы. По оценке М. Аствацатуровой, чеченская община в Ставропольском крае насчитывает 14 тыс. человек http://www.hro.org/editions/press/0402/29/29040214.htm).

Ставропольский краевой культурный центр вайнахов (чеченцев и ингушей) "Барт-согласие"- некоммерческая общественная организация, создана в 1994 г. Задачи центра: - поддержание добрососедских отношений между вайнахами и народами Северного Кавказа; - культурный обмен; - защита прав человека. Считается, что центр отражает мнение вайнахской диаспоры Ставропольского края http://www.chechnya.ru/index.php?page=1&archive=2/28/2003&lang=r&part=vainakh&id_news=78674б

Немцы. С 1990 г. в крае сложились более 15 национально-культурных организаций этнических немцев (в Ставрополе, Георгиевске, Невинномыске, городах КМВ, Изобильном, Нефтекумске, а также в сельских населенных пунктах Георгиевского, Шпаковского, Кочубеевского, Андроповского, Изобильненского, Красногвардейского районов). Ставропольская немецкая диаспора стремится к активизации связей с Германией в целях осуществления программ местного обустройства. В местах компактного проживания (в том числе и в Ставрополе) строятся центры и дома российско-немецкой дружбы, организуются курсы языка. (Национально-культурные автономии и организации мигрантов http://www.eawarn.ras.ru/centr/eawarn/doklad/ch9.htm).

Поляки. Переписью 1989 г. в крае зафиксировано 1604 поляка, места проживания которых, прежде всего, г.Ставрополь и регион Кавказских Минеральных Вод. Польская диаспора Ставропольского края немногочисленна, однако, отличается выраженной этнической идентичностью и вполне определенными этнокультурными привязанностями.. В 1991 г. община поляков на КМВ сформировала национально-культурную общественную организацию "Союз поляков на КМВ". Устав Союза поляков, разработанный на основе устава московской организации "Дом польский", подчеркивает добровольный и демократический характер организации. Союз объединяет граждан польской национальности, потомков поляков и лиц других национальностей, проявляющих интерес к изучению и развитию польской культуры. Цели и основные направления деятельности НКО включают: развитие национального самосознания российских граждан польского происхождения, сохранение и развитие польского языка и культуры; развитие польских национальных традиций, укрепление связей поляков и лиц польского происхождения с Республикой Польша, с польскими обществами за рубежом; создание условий для активного участия граждан польского происхождения в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни общества. Также подчеркивается как важнейшая задача "защита общих интересов и прав поляков и лиц польского происхождения на территории КМВ в строгом соответствии с Законами России и нормами международного права" (Устав национально-культурной общественной организации "Союз поляков на КМВ"). Польская диаспора активизирует связи с Польшей, переводя в область социальной практики и личного опыта важнейшую для диаспоры мифологему - мифологему оставленной родины. Союз поляков на КМВ организует туристические и ознакомительные поездки в Польшу, осуществляет обмен с польскими обществами, культурными центрами и отдельными гражданами информационными материалами. Также осуществляется отправка детей в летние лагеря в Польше, молодежи для обучения в учебных заведениях исторической родины.

Налицо желание диаспоры преодолеть традиционную российскую настороженность перед "латинским духом", собственную этнокультурную изолированность, развить разноуровневые связи с другими общественными, организациями, национально-культурными объединениями. (М.Аствацатурова (Ставропольский край) Поляки Ставрополья http://www.alanianet.ru/neokavkaz/n5/5-11.htm).

Представители региональной национальной немецкой автономии "Видергебург", ставропольской городской греческой национально-культурной автономии и ставропольского отделения "Народного дома" в июле 2003 стали учредителями новой общественной организации - "Ставропольский конгресс народов России", зарегистрированного Управлением Минюста РФ по СК. По словам организаторов, цели новой организации - выработка направлений развития национальной политики на Ставрополье, участие в формировании и реализации государственных и общественных программ, отвечающих интересам народов, населяющих наш край, предотвращение межнациональных конфликтов, защита гражданских и религиозных прав. Председателем организации избран член совета Конгресса деловых кругов Ставрополья Г. Степанов. ("Ставропольская правда", 10.07.2003, с. 3).

В связи с сокращением ассигнований по фонду социального страхования этим летом некоторые национальные диаспоры Ставропольского крае (немецкая, греческая, еврейская) подключились к решению проблем детского отдыха http://kavkaz.memo.ru/newstext/news/id/577631.html.

Детальный анализ деятельности НКО края см.: М.А.Аствацатурова. Диаспоры в Российское Федерации: формирование и управление, Ростов-на-Дону, Пятигорск, 2002.

В крае действуют два центра межнационального общения. Межнациональный центр "Дружба" (Кисловодск) создан в 1991 г., в 1997 г. получил статус муниципального учреждения. Пятигорский Дом Дружбы был основан еще в начале 1980х гг. как Дом советско-болгарской дружбы; ныне работает при администрации города