Ставропольский край

Правовая регламентация положения национальных меньшинств

Согласно Уставу края в редакции Закона края от 7 августа 2002 года, в данном субъекте Федерации "признаются и обеспечиваются неотъемлемые права поживающих в нем народов, казачества, малочисленных этнических общностей на сохранение культуры, языка, обычаев и традиций." -часть 4 статьи 3. (Примечательно, однако, что в более ранней редакции вместо точки стояла запятая - следовало дополнение "на развитие самоуправления").

Интересы национальных меньшинств учитываются в законах, принятых в области самоуправления. Согласно Закону от 31 декабря 1996 года “О местном самоуправлении в Ставропольском крае” в редакции Закона края от 18 июля 2001 года, символика муниципальных образований и наименование органов местного самоуправления могут отражать национальные традиции (статья 13, пункт 4 статьи 16). Вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, регламентируются в уставе данного образования (подпункт 4 пункта 1 статьи 11). В соответствии с Законом от 31 декабря 1996 года “О территориальном общественном самоуправлении в Ставропольском крае” в редакции Закона края от 8 июля 1998 года органы общественного самоуправления способствуют развитию на своей территории национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств (статья 14).

Как отмечается в Основных положениях концепции развития местного самоуправления в Ставропольском крае, утвержденных Постановлением Государственной Думы края от 26 июня 1997 года № 636 – 39 ГДСК, именно через местное самоуправление нужно решать многие национальные проблемы. При этом особый акцент был сделан на учете интересов казачества, поскольку, согласно данному документу, в местах компактного проживания казаков может вводиться казачье самоуправление и атаманское правление на основании решений, принятых местными референдумами (п. 2.4 Раздела II).

В законах края этнический фактор учитывается в различных сферах. Так, с учетом национальных условий осуществляется наименование и переименование административно - территориальных образований (часть 2 статьи 17 Закона от 29 февраля 1996 года “Об административно- территориальном устройстве Ставропольского края” в ред. Закона края от 24 июня 2002 года). Национально-этнические особенности должны учитываться при осуществлении градостроительной деятельности (часть 2 статьи 1 Закона от 19 июня 1995 года “О градостроительстве в Ставропольском крае” в ред. Закона края от 10 февраля 2000 года). Возможность получения дополнительного образования с учетом исторических и культурных традиций этнических групп, подпадающих под действие Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов", предусматривается в Законе от 25 июня 1996 года “О молодежной политике в Ставропольском крае” в ред. Закона края от 10 октября 2000 года.

В законодательстве Ставропольского края проблема использования языков национальных меньшинств не нашла особого отражения. В соответствии с Законом от 11 августа 1998 года “Об образовании” в редакции Закона края от 3 января 2001 года русский язык указывается в качестве языка обучения и воспитания в образовательных учреждениях и содержится отсылка к федеральному законодательству в отношении возможности использования иных языков в качестве языков обучения и воспитания (статья 3).

Однако использование языков национальных меньшинств, даже в районах их компактного проживания, ограничено. В Законе "О порядке проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае" четко регламентируется, что избирательные бюллетени печатаются только на русском языке (Ст.48 ч.7 Закона "О порядке проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае" от 23 сентября 1999 года N 27-кз в ред. Закона от 11.03.2001 N 19-кз) .

В Законе “О семейной политике в Ставропольском крае” от 15 июня 1998 года национальность и родной язык рассматриваются в качестве элементов индивидуальности ребенка, создание условий для сохранения которых должны обеспечивать Правительство Ставропольского края, органы местного самоуправления края ( статья 9).

В Законе “Об обязательном применении государственного языка Российской Федерации в написании фирменных наименований предприятий, учреждений и организаций и названий их структурных подразделений” от 9 декабря 1995 года допускается использование дополнительно иностранного языка в наименовании предприятия, учреждения и организации только в том случае, если такое написание предусмотрено в учредительных документах юридического лица и зарегистрировано в установленном порядке (статья 3).

Все ключевые документы, регламентирующие вопросы национальной политики и положения национальных меньшинств принимаются исполнительной властью края.