Ставропольский край

Приоритеты и политика региональных властей

Приоритеты и основные направления политики в отношении национальных меньшинств.

Гармонизация межэтнических отношений в крае строится на базе отказа от навязывания административных методов в решении этнических вопросов, использования конфликтных межэтнических ситуаций в политических целях, согласование этнических вопросов и экономических реформ. Органы государственной власти края исходят из того, что при разработке программ реализации государственной национальной политики должно уделяться внимание:

Органы государственной власти края рассматривают вопросы национальной и миграционной политики как тесно взаимосвязанные. Так, в Распоряжении Губернатора края “О мерах по улучшению работы с беженцами и вынужденными переселенцами и их социальной адаптации в Ставропольском крае” от 14 июля 1999 года № 421 – р указывалось на необходимость ускорить разработку концепции государственной национальной политики Ставропольского края с учетом складывающейся миграционной обстановки (п. 2).

"Основные направления национальной и региональной политики Ставропольского края" и "Комплексная программа гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае на 2000-2005 гг." стали политическими документами, определившими курс органов государственной власти края на обеспечение прав этнических меньшинств.

Подавляющая часть мероприятий Комплексной программы составляют мероприятия, направленные на воссоздание атмосферы межнационального мира и согласия: фестивали и семинары, поддержка этнических культурных обществ, научно-практические конференции по проблемам культуры и взаимоотношений народов Северного Кавказа, дни национальных культур и т.п. Несмотря на превалирование фольклорной компоненты, в Комплексной программы уделяется большое внимание и изучению межэтнической ситуации в крае: была поставлена задача внедрения системы мониторинга межнациональных отношений, прогнозированию и предупреждению межнациональных конфликтов. (Причем анализ, прогнозирование и управление межэтническими процессами стояли первыми в списке работ по разработке программ реализации государственной национальной политики и гармонизации межэтнических отношений - см. "Основные направления национальной и региональной политики Ставропольского края").

В соответствии с Комплексной программой, Правительством края были заключены три договора Ставропольским государственным университетом и утверждены Постановлением Правительства от 26 декабря 2001 года № 320 –п. Договор на выполнение научно-исследовательских работ по проекту “Создание системы мониторинга и прогнозирование этнополитических и этносоциальных процессов в Ставропольском крае”, предписывал создание постоянно действующей системы получения информации об этнополитической и этносоциальной обстановке в масштабе края и отдельных районов, позволяющей определять напряженность и прогнозировать динамику этноконфликтного процесса, а также вырабатывать на этой основе меры раннего предупреждения локальных этнических конфликтов и их конструктивной деэскалации.

Договор со Ставропольским государственным университетом на выполнение научно-исследовательских работ по проекту “Этнические миграции в Ставропольском крае: проблемы адаптации и миграционного поведения этносов”, предусматривал осуществление мониторинга этнических миграций в крае и исследование их влияния на этническую структуру населения, выявление региональных особенностей этнических миграций в приграничных (Курский, Левокумский), урбанизированных (Шпаковский, Предгорный), аграрных полиэтнических (Нефтекумский) и моноэтнических (Красногвардейский, Изобильненский) районах, исследование миграционного поведения русского, армянского населения, народов Северного Кавказа.. Проект предполагал, в частности, выявление региональных особенностей этнической структуры населения, формирование банка данных по этнической миграции в крае, разработку технологии использования информационных систем для мониторинга этнической структуры населения края.

Предмет договора со Ставропольским государственным университетом на выполнение научно-прикладных работ по проекту “Формирование современных навыков межэтнического взаимодействия в Ставропольском крае”, - разработка и внедрение опытной системы учебно-воспитательных мероприятий, направленных на формирование навыков межэтнического взаимодействия среди учащихся средних и средних специальных образовательных учреждений. Этот проект, в частности, предусматривал разработку методических и практических рекомендаций образовательным учреждениям края по формированию основ межкультурной коммуникации

Результаты исследований оказались настолько актуальными, что было принято решение обобщить их в специальном издании, предназначенном для чиновников, ответственных за работу по межнациональному миру, глав администраций городов и районов, правоохранительных органов и самих ученых. Центр конфликтологии решил сделать Ставрополь базой подобных исследований по Южному Федеральному округу, а Правительство Ставропольского края приняло решение заключить договор на следующий этап работ с тем же научным коллективом.

В первом полугодии 2002 г. были подготовлены проекты договоров на выполнение исследований по проектам "Постоянно действующий этноконфликтологический мониторинг в Ставропольском крае", Этнический атлас населения Ставропольского края", "Патриотическое и гражданское воспитание в условиях полиэтнического региона". Однако скандал с "делом Авксентьева" поставил крест на работе. Процесс заморозил исследования конфликтологов крупнейшей на юге России школы – исследований, проводимых по заказу краевой администрации, открестившейся от действий прокуратуры и осудившей эти действия.

Краевые власти, понимая необходимость мониторинга межэтнических отношений, стремятся интенсифицировать подобные проекты. В марте 2003 губернатор А.Черногоров встречался с находящихся в крае экспертов проекта "Улучшение межэтнических отношений, развитие толерантности и противодействия экстремизму". Этот проект финансируется Европейским Союзом (планируется выделить 2 млн. евро), исследования будут проведены в ряде субъектов РФ, базовыми регионами стали Ставропольский край и Республика Чувашия. 1 марта 2004 г. в Пятигорском филиале Северо-Кавказской академии государственной службы состоялось заседание "круглого стола" по вопросам межэтнических отношений региона КМВ. Мероприятие прошло в рамках вышеназванного проекта ТАСИС. Проект предусматривает активизацию институтов гражданского общества (в частности, национально-культурных объединений) в их диалоге с органами государственной власти и структурами местного самоуправления. http://www.eawarn.ru/pub/Projects/WebHomeExpertsRep/KMV0304.htm

Органы государственной власти края тесно увязывают вопросы межнациональных отношений с экономическим развитием края и его отдельных территорий, миграционными процессами. Возможно, даже в ущерб проведения целенаправленной политики гармонизации межэтнических отношений: после принятия в конце 1999 г. "Основных направлений национальной и региональной политики Ставропольского края" и "Комплексной программы гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае на 2000-2005 годы", в крае наступило некоторое самоуспокоение.

Массовые мероприятия фольклорного плана, научно-практические конференции, работа по созданию низовых структур управления национальной политики и организации взаимодействия органов местного самоуправления с национально-культурными объединениями (необходимая и крайне полезная) не должны застилать непреложных фактов: национальная политика в регионе находится в стадии становления. Нормативно-правовая база национальной политики, ее институциональное и финансовое обеспечение явно недостаточны. Финансирование национальной политики нетранспарентно

Будучи скорее концептуальным документом, нежели полноценной программой, "Комплексная программа гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае на 2000-2005 годы" предусматривала разработку Программы гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае на 2000 г., 2001г., 2003 г., 2004 г., 2005 г., предполагалась разработка региональной программы “Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру” (Раздел 1 п.1, п.3 Комплексной программы), была разработана Концепция краевой программы “Ставрополье на пути к культуре мира” (см. Приложение №1 к Постановлению Губернатора края от 20 декабря 1999 года № 765). Однако ни одна из названных программ не была принята.

Сложилась ситуация, когда провозглашение приоритетов, целей, задач и основных направлений национальной политики не получили дальнейшего развития: в крае отсутствуют полноценные программы национальной политики и продуманные инструменты ее сопровождения и финансирования. (В "Комплексной программе гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае на 2000-2005 годы" финансовый блок отсутствует). Единственным инструментом сопровождения национальной политики в крае до последнего времени являлась "Краевая целевая программа сохранения и развития культуры в Ставропольском крае на 2002 - 2005 годы", которой предусматривается выделение в 2002-2005 гг. 680 тысяч рублей по разделу "Культурные основы национальной политики в крае". ("Краевая целевая программа сохранения и развития культуры в Ставропольском крае на 2002 - 2005 годы", утверждена постановлением Губернатора Ставропольского края от 19 марта 2002 г. N 117, пп.9.1, 9.2).

Краевые власти в последние годы стремятся проводить более взвешенную и конструктивную национальную политику с учетом сложившейся ситуации и общественных настроений. Последние, однако, таковы, что национальная политика в крае не всегда последовательна. (О чем говорить, если председатель Ставропольской краевой организации РНЕ А.В.Дудинов входил в 1998-1999 гг. в состав Консультативного политического совета при Губернаторе). Упразднение Этнического совета, принятие закона Ставропольского края “О мерах по пресечению незаконной миграции в Ставропольский край” (от 24 июня 2002 года N 27-кз в ред. Закона СК от 18.04.2003 N 4-кз), нарушающего конституционные права граждан и противоречащего федеральному законодательству – пример действий властей, способных разрушить неустойчивую стабильность.

С другой стороны, трудно переоценить значение столь значимого факта, как включение в областной бюджет отдельной строкой расходов на финансирование мероприятий по реализации "Основных направлений национальной и региональной политики Ставропольского края" и "Комплексной программы гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае на 2000 - 2005 годы" (Приложение 6 к Закону Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2004 год" от 29 декабря 2003 года N 46-кз). Согласно областному бюджету, по данной статье выделяется 0,5 млн. рублей.

Несмотря на относительно незначительные средства, следует признать, что власти стремятся направлять на национальную политику средства и по другим статьям бюджета. В 2004 г., например, организована подготовка государственных служащих органов исполнительной власти и муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края по программе "Межэтнические процессы и этнополитические отношения" (в объеме 500 часов) в Пятигорском филиале Северо-Кавказской академии государственной службы; все расходы (1029 тысяч рублей) производятся за счет средств, предусмотренных в бюджете Ставропольского края на 2004 год по разделу "Государственное управление и местное самоуправление". (Распоряжение Губернатора Ставропольского края от 9 февраля 2004 г. N 75-р, п.4). Сам факт массированной профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих по столь значимой проблеме внушает уважение.

А в 2003 г. властям удалось привлечь более 2,1 млн.рублей из федерального бюджета на финансирование культурных мероприятий в крае по статье "Культурные основы федерализма, национальной и региональной политики" федеральной программы "Культура России(2001 - 2005 годы" – см.: Соглашение N 22-01-57/32 Об участии в реализации и финансировании федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)" в 2003 году, утверждено Постановлением Правительства Ставропольского края от 21 августа 2003 г. N 152-п.