Практическая политика в отношении меньшинств

Региональная национальная политика реализуется даже в тех субъектах, где избегают ее артикулировать, где отсутствуют институты, инструменты и даже не прослеживаются финансовые средства на ее реализацию: нет территории, власти которой не воспользовались и не поддержали национальный праздник или иную акцию, интерпретируя ее как прекрасный информационный повод заявить о себе.

Национальные праздники, фестивали и дни национальных культур, юбилеи, выступления национальных ансамблей, иные национально-культурные мероприятия в которых задействован административный ресурс и/или бюджетные средства впечатляют: в некоторых регионах создается впечатление сплошного чередования национальных празднеств. Фольклорно-культурная компонента национальной политики и по сей день является основной в ряде регионов.

Однако в большинстве субъектов Федерации ширится осознание, что основа национальной политики не в ней: в регионах все больше внимания уделяют конкретным и крайне болезненным проблемам национального образования, поддержки языков меньшинств, поддержки национальных СМИ, организаций меньшинств, формированию установок толерантности, борьбе с ксенофобией и дискриминацией меньшинств. Во многих регионах достигнуты впечатляющие успехи по всем вышеназванным направлениям.

Для сравнения практики проведения национальной политики в регионах использовались несколько параметров:

- наличие центров межнационального общения - региональных Домов Дружбы, локальных центров. Такие центры созданы в трети субъектов;

- поддержка региональными властями различных акций (фестивалей, дней национальных культур, национальных праздников и т.п.). Эти мероприятия организуются, практически, повсеместно;

- поддержка национальных СМИ. К сожалению, в ограниченном числе регионов можно утверждать, что власти помогают организациям меньшинств в выпуске печатной продукции, организации электронных СМИ. В большинстве регионов национальные СМИ существуют благодаря энтузиазму представителей меньшинств. Хотя имеются исключения: в Самарской области до последнего времени функционировало уникальное "Радио-7", вещавшее на 11 языках, выпускается 9 национальных газет при поддержке областного бюджета, неплохо обстоят дела в Башкирии, Дагестане, Татарии, Пермской, Оренбургской областях, других регионах;

- развитие и поддержка национального образования. Национальные школы, как правило, функционируют в районах компактного проживания меньшинств. В местах дисперсного расселения они, чаще всего, существуют благодаря инициативам национально-культурных центров, власти их, как правило, финансово не поддерживают, хотя имеются исключения (Москва, например);

- нестандартных решения. Почти в каждом регионе идет творческий поиск, многие решения очень интересны: в Волгоградской области власти идут на организацию "горячей линии" по межнациональным проблемам, в Астраханской – организовывали выезд Консультативного совета при губернаторе в полном составе для разбора конфликтов на месте; в Удмуртии – создают кафе национальных кухонь, в Тверской – проводят конкурс "Этническая красавица", в Ставропольском крае - организуют учебу кадров горрайадминистраций по проблемам национальных отношений, в Москве - курсы повышения квалификации госслужащих и работников правоохранительных органов, в Татарии – создается Ассоциация национально-культурных организаций, в Свердловской - проводят областной праздник – День народов Среднего Урала, в Пермской – проводят конкурсы "Учитель национальной школы". Примеры можно множить, в каждом регионе находят свою "изюминку".

Практически везде идет реальная работа, следы ее не обнаружены только в Воронежской и Тульской областях .- см. Приложение 1 Оценка сравнительной эффективности национальной политики анализируемых субъектов Российской Федерации.