Пермская область

Приоритеты и политика региональных властей

Образование на языках национальных меньшинств В области планомерно и целенаправленно ведется работа по реализации права на получение образования на родном языке. Создание условий для организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного и общего образования на родном (нерусском) языке является одним из приоритетных направлений развития системы образования в Пермской области (Областная целевая программа “Развитие системы образования в Пермской области на 2002 – 2005 годы”, Приложение к Закону Пермской области от 5 июля 2002 года).

Основными направлениями национального образования являются: совершенствование сети национальных учреждений образования для максимального удовлетворения потребностей населения в обучении на родных языках; обновление содержания национального образования за счет введения различных вариантов учебных планов, наполнения регионального и школьного компонента учебных программ знаниями по этнокультуре, истории, традициям родного народ; углубление взаимодействия с общественными национальными центрами в вопросах сохранения и развития культурно - этнической самобытности народов, пропаганде и изучению родных языков; расширение сотрудничества с Министерствами образования, Институтами усовершенствования учителей Татарстана, Удмуртии, Башкортостана, Мари - Эл в сфере учебно-методическому обеспечению национальных школ, подготовке и переподготовке педагогических кадров.

В рамках Целевой комплексной программы гармонизации национальных и межнациональных отношений на 1999-2003 годы (подпрограммы "Система мер по развитию национального образования как средства совершенствования духовной жизни народов Прикамья", "Подготовка и переподготовка кадров"), договоров с республиками - субъектами Федерации удовлетворяются образовательные запросы национальностей, проживающих на территории области.

На 01.01.2003 года в 12 районах компактного проживания татарского, башкирского, удмуртского, марийского населения функционировали 139 национальных учреждения образования, в том числе: 81 школа, 56 дошкольных учреждения, национальный детский дом, специальная школа, в которых воспитывается и обучается около 9000 детей.

Значительная часть национальных образовательных учреждений в Пермской области - это учреждения с воспитанием и обучением на татарском языке: 76 школ, 49 дошкольных образовательных учреждений, детский дом, специальная (коррекционная) школа. Сложившаяся сеть национальных образовательных учреждений за последние годы достаточно стабильна и удовлетворяет образовательные потребности компактно проживающего татарского (48 тысяч населения, 12,3 тысячи детей дошкольного и школьного возраста) и башкирского (25 тысяч населения, 10 тысяч детей) сельского населения. Из 43 общеобразовательных школ Бардымского района в 37 - преподавание ведется на татарском языке. В общеобразовательных учреждениях района (дошкольных, общеобразовательных, дополнительных) сложилась система воспитания детей на основе татарской и башкирской народной педагогики (этнопедагогики).

Язык факультативно изучается в местах компактного проживания марийцев и удмуртов в Суксунском и Куединском районах области. По инициативе национально-культурных центров и автономий созданы воскресные национальные школы: еврейская, польская, грузинская, азербайджанская, армянская, украинская, немецкие, татарские.

Экспериментальными площадками национального образования опытно-экспериментальной программы по внедрению инновационных процессов в региональном образовании является Бардымская национальная гимназия, Чайкинская школа Уинского района (http://perm.school.edu.ru/default.asp?wci=doc&tmpl=text&d_no=150).

Успешно работает татаро-башкирский детский сад “Чулпан”, который прошел аккредитацию и получил статус национального детского учреждения, реализуется программа “Обучение и воспитание детей татарской национальности в русском детском саду”.

В регионе установлены обязательные письменные экзамены по родному (татарскому) языку и литературе для выпускников 9 и 11-х классов национальных школ. Ежегодно проводятся областные олимпиады по татарскому и русскому языкам и литературе. Учащимся предоставлены условия для получения дополнительного образования по татарскому языку, литературе, искусству в областном профильном оздоровительном лагере, который ежегодно проводится на базе санатория-профилактория “Колос” в Бардымском районе.

За счет средств Программы в 2002 г. продолжили обучение в ПГПУ 6 студентов, выпускников национальных школ.

Активно осуществляется сотрудничество с Министерством образования Республики Татарстан в организации подготовки кадров и повышения квалификации педагогических работников. В 2001 году в учреждения высшего и среднего профессионального образования Республики Татарстан поступило 16 выпускников национальных школ Пермской области. В республике Татарстан только в 2000 - 2001 учебном году 15 педагогов области повысили свою квалификацию.

В 2002 г. 21 выпускник национальных школ поступил в ВУЗы и колледжи Татарии, 10 человек – Башкирии. 154 работника национальных школ Бардымского района прошли курсы повышения квалификации в 2002 г. на базе представительства Пермского областного института повышения квалификации работников образования.

Более 50 башкирских юношей и девушек Бардымского района учатся в вузах и гимназиях республики Башкортастан ( http://www.kurultay.ru/page.asp?pageid=35.)

Одно из приоритетных направлений сотрудничества между Министерством образования Республики Татарстан и Департаментом образования и науки администрации Пермской области - учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Ежегодно, за счет средств областного бюджета, выделенных целевым назначением на реализацию областной комплексной Программы гармонизации национальных и межнациональных отношений народов Прикамья, на основании заказов территорий, Департамент образования и науки приобретает учебники через издательство “Магариф”.

Можно констатировать, что в местах компактного проживания удовлетворяются потребности татарского населения в национальном образовании. Вместе с тем существует проблема приобщения к родному языку и культуре в местах дисперсного проживания (по оценкам татаро-башкирской автономии 65% татаро-башкирского населения проживает в городах, в т.ч. примерно 30% – в Перми, но все татаро-башкирские национальные школы расположены в сельской местности (татаро-башкирская школа в Перми была закрыта много лет назад.)

Исследования демонстрируют низкий уровень владения материнским языком среди представителей ряда национальных меньшинств. Особенно слабо владеют родным языком евреи, немцы.

Специфика национального самосознания пермских башкир, по исследованиям этнографов Пермского государственного университета, заключается в том, что большая часть респондентов башкирской национальности (64,2%) считает родным языком татарский и лишь 20,7% – башкирский.

Таблица 1

национальность

владею (пишу, читаю, говорю)

читаю, но не пишу

плохо

говорю

назвали

родным языком

русские

91,7%

0,9%

-

96,7%

татары

45,0%

10,7%

7,5%

татарский - 65,8%

башкиры

башкирский – 8,3%,

татарский- 58,3%

башкирский – 10,9%,

татарский – 17,5%

башкирский – 5%,

татарский – 0,8%

татарский – 64,2%, башкирский – 20,7%

марийцы

43,0%

11,7%

10,0%

43,3%

удмурты

40,0%

6,7%

3,3%

35,0%

немцы

-

15,8%

14,2%

35,0%

евреи

5,0%

1,7%

5,8%

-

азербайджанцы

68,0%

23,4%

27,2%

86,0%

народы Кавказа

34,8%

47,5%

27,7%

52,0%

 

Примечание: по результатам научного исследования "Межнациональное общение и взаимодействие народов Прикамья в современных условиях", проведенного в сентябре-ноябре 2001 г. в 4 городах и 6 районах области. Опрос проводился методом квотного анкетирования по месту жительства респондентов, отбор адресатов осуществлен в случайном порядке согласно плану выборки. Опрошено 1200 человек – представителей 9 этнических групп с компактным и дисперсным проживанием в возрасте 18 лет и старше. Источник: С. Сергеева, Р. Щукина. Этноязыковая ситуация // "Этноконфессиональная ситуация в Приволжском Федеральном округе. Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов", № 30. 1-15 марта 2002

Поднимается вопрос о необходимости открытия в Пермском государственном педагогическом университете факультета для подготовки кадров - учителей родного (татарского) языка, национальной татарской школы в г.Перми. (Раньше были и детские сады, были школы, педагогический техникум, где готовили специалистов по татарскому языку для татарских садов и школ).

Остается актуальной проблема качества образования в национальных сельских школах, проблема приобщения к родному языку и культуре в районах дисперсного проживания этнических групп. Требуются учебники нового поколения.

Департамент образования и науки Администрации области (ныне Департамент образования) - провел ряд совещаний, посвященных вопросам межнациональных отношений в сфере образования: областной семинар для специалистов органов управления образования по проблемам создания системы воспитания и дополнительного образования детей на основе традиционной народной культуры (2000), серию “круглых столов” - “Проблемы межнационального согласия и современный образовательный процесс в многонациональном регионе” (1999), “Национальная школа как социальный институт сохранения и развития национальной культуры, воспитания культуры межнационального общения” (2001). В 2001 г. в Перми проходила Международная научная конференция “Изменяющийся языковой мир” и региональный семинар "Языковые аспекты Российского менталитета" (http://language.psu.ru/bin/view.cgi?lang=rus).

Как отмечается в “Программе развития городской системы образования до 2005 года”, утвержденной Решением Пермской городской Думы от 2 декабря 2000 года №141, в городе со сложной национально - этнической структурой особое внимание необходимо уделять воспитанию уважения к культурно - историческим, национальным и этническим особенностям всех людей, воспитанию неприятия расистских, национал - социалистских и прочих реакционных учений, ущемляющих национальное достоинство человека.

В г.Перми организована работа учреждений дополнительного образования, воскресных национальных школ во Дворце творчества юных: немецкая, грузинская, еврейская, польская, азербайджанская, украинская (http://www.gorodperm.ru/nac_kult_ob.asp ). 

В Центре образования города Перми на базе Центр-Лаборатории этнопедагогики предлагаются методические и научно-методические курсы: этнопедагогическая студия “Лад” (по проблеме воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений у школьников на основе семейных традиций народов Пермского Прикамья), творческая мастерская “Традиционный костюм народов Прикамья” (русских, коми-пермяков, марийцев, удмуртов, татар, башкир), педагогическая студия “Изучение и возрождение местных певческих традиций”, “Региональный компонент в художественном образовании школьников”, “Интеграция общего и дополнительного образования на уроках технологии и занятиях в учреждениях дополнительного образования по народному искусству”, “Основы этнографии и краеведения в школе. Музейная педагогика” http://ced.perm.ru/old/?doc=kval/poipkro.htm

Программой гармонизации национальных и межнациональных отношений предусмотрено проведение областного конкурса "Учитель года национальной школы".

В области выпущено уникальное учебное пособие –букварь коми-язьвенского языка. Коми-язьвенцы – финно-угорский народ, который проживает только на севере Пермской области и имеет оригинальную культуру и язык. В конце 20-го века по инициативе жителей коми-язьвенский деревень на севере области вновь начала возрождаться исконная культура этого народа. Коми-язьвенский букварь подготовлен учительницей Анной Паршаковой, которая в селе Паршаково преподает по собственным методикам коми-язьвинский язык. Паршаковская школа – единственное в мире учебное заведение, в котором дети одновременно осваивают русский и коми-язьвинский языки. Сейчас в школе планируется открыть вечернее отделение – для взрослых коми-язьвинцев, желающих изучать родной язык (http://www.regnum.ru/allnews/151775.html ).