Нижегородская область

Приоритеты и политика региональных властей

Приоритеты и основные направления политики в отношении национальных меньшинств. В сфере национальной политики приоритетными задачами органов государственной власти области декларируются: сохранение национальной культуры и традиций народов Нижегородского региона; обеспечение национальным меньшинствам возможностей изучения родного языка в учебных заведениях, доступа к литературе на родных языках в учреждениях библиотечной сети; реализация религиозного фактора в развитии национальных культур (см., например Концепция Программы социально-экономического развития Нижегородской области на 1997 – 2000 гг.).

На практике, однако, среди областных властей популярен тезис, что моноэтнический состав населения области диктует особую стратегию национальной политики, которая сводится к информированию населения о деятельности диаспор, о культурных и просветительских акциях, о формах и методах взаимодействия представителей коренных этнических групп и "новых диаспор", о толерантной этноконфессиональной обстановке, о "диалоге культур".

Областные власти выделяют среди национальных меньшинств "коренные национальности", которым оказывается явное предпочтение. Развитие, поддержка и защита национальных культур, региональных культурных традиций районов с компактным проживанием татарского, мордовского, чувашского и марийского населения выделялось, например, в "Программе развития образования Нижегородской области до 2005 года".

В ныне действующей программе областной целевой программе развития образования в Нижегородской области на 2006 - 2010 годы не зафиксирована поддержка и этих, традиционных для области меньшинств. (Комплексная областная целевая программа развития образования в Нижегородской области на 2006 - 2010 годы, утверждена Законом Нижегородской области "Об утверждении Комплексной областной целевой программы развития образования в Нижегородской области на 2006 - 2010 годы" от 4 августа 2005 года N 96-З).

На фоне других регионов Поволжского федерального округа, национальная политика Нижегородской области выглядит откровенно беззубой: отсутствует и правовая база, и программы, нет действенных структур на уровне области, финансирование непрозрачно. (Лучше обстояли до последнего времени дела в областном центре).

В то же время исполнительная власть, в первую очередь – областного центра, - осознает необходимость активизации политики по отношению к национальным меньшинствам. Это подтверждается и результатами выборочного мониторинга региональной прессы по этно-конфессиональной тематике: "больше всего вопросами этно-конфессиональных отношений, как складывается впечатление, озабочена власть, так как это часть политики — окружной, областной, городской", 28.04.2003, http://www.praktika.nnov.ru/special/conmonit.html.

По мнению первого заместителя директора департамента по связям с общественностью, конфессиональным и межрегиональным связям Нижнего Новгорода Игоря Симонова (ныне упраздненного) "депутаты Нижегородского областного Законодательного собрания и городской Думы Нижнего Новгорода, в отличие от своих коллег из других приволжских регионов, “не дозрели” …до мысли о том, что в областном и городском бюджетах должна быть специальная, отдельная строка на поддержку национально-культурной деятельности" http://www.sluzhenye.sandy.ru/sl/vestnik/nom4/nom4_6.html.

Однако с упразднением департамента по связям с общественностью, конфессиональным и межрегиональным связям города Нижнего Новгорода (февраль 2003 г.), ликвидирована наиболее дееспособная структура, реализующая политику по отношению к национальным меньшинствам в области).