Московская область

Потенциальные конфликты

В нормативных правовых актах Московской области межнациональные проблемы не выделяются в качестве конфликтогенных. В нормативных правовых актах муниципальных образований указывается, правда, на конфликтогенный потенциал “миграции населения с вытекающими из нее социальными и этническими конфликтами” (Решение Совета депутатов муниципального образования "Город Серпухов" М осковской области от 30 ноября 2005 г. N 54/7).

В то же время, по признанию властей, в молодежной среде Подмосковья “происходят процессы, которые пока еще трудно идентифицировать, но очевидно, что они не способствуют межнациональному миру и согласию, причем происходит рост неприязни к выходцам из Кавказа и Средней Азии уже на бытовом уровне. Скинхеды Московской области активно участвуют во всех акциях, проводимых скинхедами в Москве”. (Концепция государственной национальной политики Российской Федерации: опыт, реализация. 2002 год. Правительство Российской Федерации, М., 2003, с.358).

Причем одним из основных факторов конфликтов, по мнению властей, является увеличение численности приезжих из стран СНГ, занятых в строительстве и проживающих в Подмосковье.

Однако проблемы возникают и в связи с занятостью мигрантов в других отраслях. Армянский погром в Красноармейске (июль 2002 г.) СМИ увязывали с занятостью армян на табачной фабрике, на рынках города и в автосервисе.

Уровень этнофобий и религиозной нетерпимости достаточно высок. В то же время в течение 2000-х гг. в области построены три мечети. Там где власти действовали достаточно корректно, удавалось обойтись без обострения напряженности (Щелковский раон, Звенигород).