Московская область

Правовая регламентация положения национальных меньшинств

Учет интересов и защита прав национальных меньшинств находят опосредованное выражение в нормативных правовых актах области. Как правило, закрепляются положения общего характера, которые не получают дальнейшей конкретизации в иных законах и подзаконных актах.

Защита языков национальных меньшинств не относится к числу приоритетных направлений органов государственной власти области. Такой вывод можно сделать на основании текста законопроекта “О государственной поддержке языковой культуры в Московской области”, подготовленного в 1999 году (см.: Решение Московской областной Думы от 7 июля 1999 года № 31/63). Согласно законопроекту, приоритетами языковой политики области является сохранение и развитие русской языковой культуры, гармоничное взаимодействие русского языка с иными языками. Последние упоминаются в законопроекте лишь в ряде статей. Прежде всего, декларируется, что меры, принимаемые в целях сохранения, изучения, использования и развития русского языка, не могут ограничивать право представителей других национальностей, проживающих на территории области, на использование национального языка, сохранение и развитие их национальной языковой культуры (статья 5). Помимо этого упоминается возможность обучения на других языках в образовательных учреждениях области в соответствии с действующим законодательством (часть 2 статьи 13), однако никаких гарантий языковых прав национальных меньшинств на территории области не предусматривается.

Фактически заявленные подходы нашли отражение и в Законе “Об образовании” от 10 июня 2001 года в ред. Закона Московской области от 8 декабря 2004 года, в котором косвенно интересы иноязычного населения отражает введение запрета на реализацию в образовательных учреждениях области программ, содержащих элементы, которые формируют у учащихся и воспитанников национальную, религиозную и иную нетерпимость (часть 3 статьи 4).

В Уставе Московской области в редакции Закона от 2 июля 2003 года в ред. от 06.04.2006 N 49/2006-ОЗ, приобщение граждан к ценностям национальной культуры выделяется в качестве одного из направлений государственной политики (пункт “ж” ст. 95), однако в данном контексте термин “национальная культура” употребляется в значении “культура страны”. В Законе “О культуре” от 5 декабря 1997 года, ныне утратившим силу, лишь обращалось внимание на важность межнационального и межрегионального культурного сотрудничества в укреплении российской государственности (преамбула).

В Законе "О государственной молодежной политике в Московской области" указывается лишь, что формирование морально-нравственных ценностей, патриотизма и гражданской культуры молодежи включает в себя, помимо прочего, "…противодействие распространению идей экстремизма, социальной, национальной и религиозной нетерпимости". (Ст.6 Закона "О государственной молодежной политике в Московской области" от 1 декабря 2003 года N 155/2003-ОЗ (в ред. Закона МО от 05.03.2005 N 85/2005-ОЗ).