Московская область

Приоритеты и политика региональных властей

Приоритеты и основные направления политики в отношении национальных меньшинств. С учетом этнического состава населения, защита и обеспечение прав национальных меньшинств не относится к числу приоритетов органов государственной власти Московской области. Как правило, принятие областных программ, в той или иной мере затрагивающих защиту прав национальных меньшинств и гармонизацию межнациональных отношений, обусловлено соответствующими инициативами на федеральном уровне. Так, Областная целевая программа “Развития образования в Московской области на 2000 – 2005 годы” предусматривала реализацию комплексной программы научных исследований, научно-методических и проектных работ в системе образования Московской области в соответствии с Федеральной целевой программой “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005 гг.)” (см.: Перечень областных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета в 2002 году, являющийся Приложением № 1 к Закону Московской области от 16 января 2003 года.

В связи с принятием Концепции государственной национальной политики Российской Федерации органы государственной власти области планировали принятие Целевой комплексной программы поддержки развития национальных культур народов Московской области на 1998 – 2005 годы (см.: Распоряжение Губернатора Московской области от 17 ноября 1997 года № 916 – РГ – 472 – р.). Однако в результате была разработана Государственная программа “Национально-культурное развитие населения Московской области на 1999 – 2000 годы”, основная цель которой – обеспечение благоприятных условий для развития культуры, языка и традиций, а также упрочения доверия в межнациональных отношений на территории данного субъекта Федерации (см.: Решение Московской Областной Думы от 23 декабря 1999 года № 5/39).

В рамках Программы была запланирована подготовка Концепции национально-культурного развития населения области; осуществление мониторинга населения по национальному составу, а также состояния межнациональных отношений в области. Вместе с тем в Итоговом отчете о реализации Программы справедливо отмечалось, что в связи с преимущественным проживанием русского населения в данной области реализация Программы наиболее полно отражала именно “русскую проблематику”. (см.: Приложение к Решению Московской областной Думы от 20 июня 2001 года № 23/ 132).

Программа была признана выполненной, хотя финансировалась очень плохо. Негативный опыт сказывается до сих пор: в области нет ни программы национальной политики, ни соответствующей структуры (отдел национальностей ликвидирован в 2001 г.).

Воспитание граждан, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительно относящихся к языкам, традициям и культуре других народов – одна из задач Областной целевой программы “Молодое поколение Подмосковья на 2006 – 2008 годы”, утвержденной Законом от 17 февраля 2006 г. В рамках Программы предусматривается выделение из бюджета области на содействие международному, межнациональному и межрегиональному сотрудничеству 837 тыс. рублей (2006 г. – 230, 2007 г. – 276, 2008 г. – 331). Бюджетом области на 2006 г. средства на реализацию Программы предусмотрены в полном объеме (Закон Московской области О бюджете Московской области на 2006 год от 2 ноября 2005 г. N 229/2005-ОЗ в ред. Закона МО от 17.04.2006 N 58/2006-ОЗ).