Краснодарский край

Потенциальные конфликты

Опасна идеология краевых властей, рассматривающих национальные и этнические меньшинств как угрозу стабильности в регионе и не настроенных на диалог с их представителями. Обстановка в крае не свидетельствует о плодотворности такой позиции: в 2002 гпоследние годы. имели место многочисленные кофликтные ситуации в Кавказском, Крымском, Колреновском, Белореченском, Туапсинском, Новокубанском, Каневском районах и Славянске-на-Кубани. Наиболее вероятны конфликты в слабоурбанизированных зонах, в сельской местности между казаками и представителями кавказских меньшинств, выходцами из Средней Азии, цыганами.

Особую тревогу вызывают:

1. Использование руководством края СМИ для нагнетания напряженности в межнациональных отношениях. Не единожды замечено: наиболее громкие конфликты имеют место непосредственно после громогласных обвинений, выдвигаемых властями против представителей национальных меньшинств.

Избиение молодых людей из числа национальных меньшинств (езидов, армян, турок и лезгин) в поселке Холмском 25 апреля 2003 г. последовало спустя несколько дней после того, как по центральному ТВ прошла передача, где губернатор Краснодарского края А.Ткачев в своей речи продемонстрировал неизменность своей националистической позиции в отношении меньшинств, проживающих в крае. Годом раньше, в апреле 2002 г., разгром армянских могил скинхедами произошел тоже после выступления Ткачева по российскому телевидению.

Противостояние турок-месхетинцев 7 марта 2004 г. в станице Холмской Абинского района с казаками, которые не пускали их на свои торговые места на рынке, турки связывают с показом по НТВ (программа "Намедни") объективного сюжета об их народе. 09.03.2004, http://www.regnum.ru/allnews/228117.html

Подконтрольные властям СМИ ведут агрессивную информационную кампанию против национальных меньшинств. Неуклюжие обвинения правозащитных организаций и представителей национальных меньшинств в шпионаже и подрывной деятельности не делают чести ни властям, ни журналистам. (См. "Мониторинг дискурса межэтнических отношений, культивируемый в Краснодарском крае" http://kpd.nvrsk.ru/bib/monit-01.htm). Во время голодовки турок-месхетинцев, в июне 2002 г. на финансируемых из краевого бюджета телеканалах (Программа "День Кубани" на РТР и 25-й канал) вышли телевизионные сюжеты о голодовке, которые сопровождались следующим текстом: "Голодовка в селе Киевском была организована экстремистами из общества турок-месхетинцев "Ватан" при помощи Вадима Карастелева, руководителя новороссийского фонда "Школа Мира" на деньги иностранных государств, и это является грубым вмешательством во внутренние дела Краснодарского края" http://www.demokratia.ru/projects/reports/2002/report1/page5.php

По оценке независимых экспертов, среди региональных газет, содержащих некорректные высказывания в адрес этнических меньшинств, "Кубань сегодня" и "Краснодарский курьер" занимают места в первой тройке газет, активно использующих "Язык вражды" http://xeno.sova-center.ru/213716E/21728E3/349455B. (Пространное изложение позиции краснодарских СМИ см.: Доклад “Мониторинг дискурса межэтнических отношений, культивируемого в Краснодарском крае”, “Центр понтийско-кавказских исследований”, ИЮНЬ – АВГУСТ 2003 г.).

По справедливому замечанию М.В.Саввы, в настоящее время, когда правовая база и правоприменительная практика далеки от совершенства, особенно актуально противодействие дестабилизирующему влиянию публикаций с помощью социальных технологий. Должны быть найдены, доведены до инструментального уровня и внедрены в практику социальные технологии стабилизации межэтнических отношений, в т.ч. с участием СМИ. (М.В.Савва. Основные подходы к профилактике межнационального конфликта силами СМИ // "СМИ и межэтнические отношения в Краснодарском крае. Краснодар, 2003, с.17-18).

2. Жесткое противостояние с НПО, особенно правозащитными и национальными. Правозащитники приводят многочисленные факты преследования представителей национальных меньшинств и правозащитных организаций http://www.demokratia.ru/projects/reports/2002/report1/page5.php, http://www.nko.fom.ru/asi6.html, http://kpd.nvrsk.ru/monit/2003/25-04-03.htm). Вероятно, это целевая установка: осенью 2001 г. на конференции общественно-политического движения "Отечество (Кондратенко)" в г.Краснодаре губернатор края А.Ткачев заявил, что "на Кубани нет места для цыган, турок-месхетинцев, курдов и инакомыслящих" http://www.demokratia.ru/projects/reports/2002/report1/page5.php.

Особенно удручают не поддающиеся логике действия властей по оказанию давления на организации "третьего сектора". Курьезом можно считать обвинение общества турок-месхетинцев "Ватан", зарегистрированного в г. Абинск Краснодарского края, в том, что оно "не выполняет свой устав в части организации репатриации турок-месхетинцев в Грузию". (В июле 2002 г. организация получила копию искового заявления Главного управления Министерства юстиции в суд о ликвидации на этом основании. Иск был направлен вскоре после того, как управляющий делами общества Сарвар Тедоров направил обращение на имя Президента России В.В. Путина с просьбой принять срочные меры для прекращения нарастающей дискриминации месхетинских турок в Краснодарском крае по этническому признаку, признать их, как того требует российский закон, гражданами Российской Федерации, положить конец развязанной краевыми властями в СМИ кампании по созданию "образа врага" в лице турок и предотвратить планы краевых властей по депортации из региона членов этого бесправного этнического меньшинства http://www.demokratia.ru/projects/reports/2002/report1/page5.php).

Или проводившаяся по инициативе властей Краснодарского края в сентябре 2002 г. проверка Национально-культурной автономии татар и мусульманской организации Сочи "Ясин" на предмет пропаганды экстремизма и террористической деятельности. Руководитель НКАТ и "Ясин" Равза Рамазанова заявила в связи с происходящим, что считает данную акцию властей настоящей "охотой на ведьм" и подчеркнула, что мусульмане Сочи "стали изгоями в собственном городе". По словам руководителя НКАТ, представители правоохранительных органы не смогли пояснить, какие террористические действия могут совершить старики и дети в собственном городе, находясь при этом в тяжелейших условиях. К тому же, сообщила Равза Рамазанова агентству Ислам.Ru, национально-культурная автономия, вообще не занимается религиозной деятельностью ( http://www.rusk.ru/News/02/9/new24_09r.htm . Вероятно, этот инцидент следует рассматривать в контексте общей установки, что "идеологической базой для воспроизводства организованной преступной деятельности являются различные экстремистские конфессии" (Постановление Главы Администрации Краснодарского края от 3 декабря 1999 г. N 855)..

"Ясин", кстати, неоднократно обращалась во властные структуры с просьбой рассмотреть вопрос о постройке мечети, однако власти методично и категорически отказывались удовлетворить эту просьбу. Получив письмо с просьбой о предоставлении территории под мечеть от председателя Совета муфтиев России, власти ответили согласием, однако губернатор Краснодарского края Александр Ткачев и мэр Сочи Леонид Мостовой без объяснения причин продолжают, по словам Равзы Рамазановой, "тянуть время" (29/5/2003Краснодарские власти не допускают строительства мечети в Сочи. http://kavkaz.memo.ru/newstext/news/id/567894.html).

3. Однозначная трактовка властями этнического фактора как конфликтогенного. Сторонники жесткой линии на Кубани часто говорят о высокой криминогенности мигрантской среды. Есть ведомственная статистика органов прокуратуры и внутренних дел края по этническому составу правонарушителей. Она довольно спорная, но даже согласно этой статистике, этнический состав правонарушителей в целом совпадает с этнической пропорцией населения. Турецко-месхетинское общество "Ватан" получило письмо из МВД РФ, где излагалась позиция министерства относительно турок и приводились данные - с 1998г. по 2001 г. на территории Краснодарского края в год регистрировалось от 30 до 50 преступлений, совершенных представителями этой национальности. Между тем всего в крае ежегодно регистрируется около 55 тысяч преступлений, а турки составляют 0,3 процента населения края. Получается, что их "законная" квота по статистке должна была существенно выше (А.Язькова. Краснодарский край: социально-экономическое положение и межнациональная напряженность http://icsps-project.arcon.ru/buleten5/5_2.htm.). .

Настораживает, что наиболее проработанный пласт нормативных правовых актов, затрагивающих положение представителей национальных и этнических меньшинств – документы, посвященные борьбы с преступностью. (См. Комплексная программа по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью в Краснодарском крае на 2002-2003 годы, Приложение к постановлению Законодательного Собрания Краснодарского края от 30 июля 2002 г. N 1626-П; предшествующая программа на 1998-2000 годы - Приложение N 1 к постановлению главы администрации Краснодарского края от 5 марта 1998 г. N 100 и др.).

Краевые власти прорабатывали вопрос об организации специализированных добровольных казачьих дружин с целью оказания помощи правоохранительным органам в охране общественного порядка и в борьбе с организованной преступностью (Постановление Главы Администрации края от 3 декабря 1999 года № 855). Краевая целевая программа “Участие казачества в охране общественного порядка и проведение мероприятий по пресечению незаконной миграции на территорию Краснодарского края” предусматривает финансирование штатных казачьих дружин по охране общественного порядка, созданных в отделах Кубанского казачьего войска (см. Приложение к Постановлению Законодательного Собрания края от 23 октября 2002 года № 1759).

4. В накаленной обстановке власти не всегда действуют обдуманно: после трагических событий 25 августа, до завершения расследования и предъявления обвинения, губернатор края заявил, что недавние взрывы в Краснодаре - "дело рук негодяев, которые пришли извне". (Светлана Турьялай. Шамиль Басаев ушел огородами // "Известия", 12.09.2003 http://www.izvestia.ru/conflict/38417_print). Как следствие, резко обострились отношения с чеченцами, проживающими в крае.