Краснодарский край

Взаимодействие органов государственной власти,

местного самоуправления и объединений национальных меньшинств

При Главе Администрации края образована Межведомственная комиссия по вопросам межнациональных отношений; главам муниципальных образований края рекомендовано сформировать районные (городские) комиссии аналогичного характера (п. 1, 5 Постановления Главы Администрации от 5 сентября 2000 года № 668 в ред. Постановления Главы Администрации от 5 апреля 2001 года № 252).

Согласно Положению, Межведомственная комиссия является совещательным органом при Главе Администрации края (п. 1.1). Она готовит рекомендации для органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов в целях обеспечения этнополитической стабильности, гражданского мира и общественного спокойствия; осуществляет анализ, прогнозирование и профилактику конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений; содействует возрождению и развитию культуры, традиций, обычаев и родного языка народов, населяющих край (п. 2.1, 2.2, 2.5). По мере необходимости к работе Комиссии привлекаются председатели национальных общественных объединений (п. 3.3).

С июля 1996 г. в крае действует комиссия по правам человека при главе администрации Краснодарского края (до мая 1998 г. – при администрации края). Комиссия является совещательным и консультативным органом (Приложение N 1 к постановлению главы администрации Краснодарского края от 4 июля 2002 г. N 732, п.1.1).

Ранее в этом субъекте Федерации действовал Краевой общественный совет по координации деятельности в сфере межнациональных отношений органов государственной власти, правоохранительных органов и национальных общественных объединений (см. Постановление Главы Администрации от 3 октября 1996 года № 450). На Совет, в частности, было возложено исполнение функций закрепленных за Комиссией по содействию гражданам крымско-татарской национальности в выезде за пределы Краснодарского края, рабочей группы по проблемам месхетинцев, временно проживающих на территории Краснодарского края, группы анализа и прогноза национальных отношений.

В условиях противостояния краевых властей с представителями национальных меньшинств трудно говорить об их сотрудничестве. Представители общественных организаций Краснодарского края обратились к Президенту РФ "в связи с развязанной губернатором края А.Ткачевым кампанией дискриминации и травли людей не славянской национальности". В связи с этим представители краевых общественных организаций предлагают В. Путину обязать Законодательное собрание и администрацию Краснодарского края привести региональное законодательство в соответствие с федеральными законами и международными нормами, ратифицированными в РФ. Также предлагается вынести на обсуждение Совета безопасности РФ вопрос о систематической расовой дискриминации, ведущей к разжиганию межнациональных и межконфессиональных конфликтов в Краснодарском крае. Кроме того, с точки зрения авторов обращения необходимо провести кадровую реформу в краевых правоохранительных органах. (Обращение НКО к президенту http://hro.org/actions/nazi/24_04_02.htm http://www.asi.org.ru/asinfo/3108297).

В то же время, спорадически власти, особенно на уровне муниципальных образований, идут на такое сотрудничество. Краснодарская краевая общественная организация Гильдия журналистов и специалистов PR и Институт Открытое общество (фонд Сороса) реализовали проект "Статус и положение национальных меньшинств в Краснодарском крае. Освещение проблемы в СМИ". В феврале 2003 г. (Горячий Ключ), январе 2003 г. (Кореновск) и осенью 2002 г. (Краснодар) прошли "круглые столы" с участием журналистов, представителей власти и национальных культурных организаций. В качестве докладчиков выступали доктор политических наук, профессор КубГУ Михаил Савва и заместитель начальника управления мониторинга миграционных процессов администрации Краснодарского края Валерий Острожный. ( http://www.regnum.ru/allnews/82633.html, http://kpd.nvrsk.ru/monit/2003/12-02-03.htm).

На прошедшей 25-26 апреля 2004 г. в Сочи конференции "Роль правозащитных организаций в нормализации межнациональных отношений и преодоления ксенофобии в ЮФО" приняло участие более 50 человек из общественных и религиозных организаций, этнических меньшинств Юга России, представители власти и Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае. Конференция проходила в рамках проекта "Общественная кампания по преодолению ксенофобии, расовой дискриминации, антисемитизма в многонациональной Российской Федерации", поддержанного Европейским Союзом и осуществляемого Московским бюро по правам человека, Московской Хельсинской группой и Объединением комитетов UCSJ. Подобные встречи пройдут и во всех остальных федеральных округах., 27.04.2004, http://www.regnum.ru/allnews/253356.html

Весьма успешно прошел 16 мая 2003 г. в городе Армавире "круглый стол" "Взаимодействие общества и власти". Экспертами была отдельно отмечена уникальная ситуация, сложившаяся в г. Армавире для реального взаимодействия общества и власти: открытый к диалогу глава города, продвинутый начальник инвестиционно-аналитического отдела, ряд прогрессивных депутатов, возможность свободного информационного обмена через отдельные независимые местные СМИ и активный третий сектор. Армавир может стать реальным полигоном для продвижения новых технологий взаимодействия общества и власти на Кубани (19.05.03 http://www.kavkaz.memo.ru/newstext/news/id/565628.html ).

Достаточно продуктивно сотрудничество НПО с Уполномоченным по правам человека в Краснодарском крае Г.Козицким, о чем свидетельствует рабочий круглый стол 15 мая 2003 г., посвященный докладу краевого омбудсмена ("Краснодарский край: Омбудсмен впервые встретился с лидерами НКО", http://www.regnum.ru/allnews/117155.html).

При Главе городского самоуправления – мэре города Краснодара образован Консультативный совет национально-культурных общественных объединений (Постановление Главы городского самоуправления – мэра города Краснодара от 7 октября 1998 года № 2050). В соответствии с Положением Консультативный совет осуществляет согласование деятельности национально-культурных автономий и национально – культурных общественных объединений; представляет и защищает в органах городского самоуправления Краснодара культурные и социальные интересы этнических общностей; участвует в подготовке муниципальных программ в области сохранения и развития национальных языков и культуры, проектов нормативных правовых актов (п. 1.2). Совет состоит из делегированных представителей национально – культурных автономий и национально-культурных общественных объединений (п. 2.1). Председателем Совета является мэр города (п. 2.4).

В городе создано муниципальное учреждение “Общественно-информационный центр города Краснодара” (Постановление Главы городского самоуправления – мэра города Краснодара от 11 августа 1997 года № 1505 в ред. Постановления Главы Администрации Краснодара от 28 марта 2002 года № 432). В соответствии с Уставом Центр создан в целях развития межнациональных и межрегиональных связей, более полного и глубокого освоения и взаимообогащения национальных культур (п. 2.1) Центр оказывает организационное, методическое, правовое содействие общественным инициативам, направленным на сохранение стабильности социально-политических и межнациональных отношений в городе, взаимодействуя с Центром национальных культур Краснодара (п. 2.2).

До февраля 1995 года деятельность Центра национальных культур финансировалась из городского бюджета Краснодара, однако впоследствии выделение ассигнований было прекращено в связи с низкой эффективностью его деятельности (Решение Городской Думы от 4 мая 1995 года №12). Впоследствии городские власти выделяли ассигнования на проведение отдельных мероприятий. Так, в 1997 году городские власти выделили Центру национальных культур 5 млн. рублей на проведение мероприятия “Мы все одна семья”, посвященного 5-летию Центра (Распоряжение Главы городского самоуправления – мэра города Краснодара от 7 июля 1997 года № 421- р).

В 2002 году на мероприятия Центра было выделено 200 тысяч рублей (см. п.18.20 Приложения 9 к Решению Городской Думы Краснодара от 18 декабря 2001 года № 17 п. 15). Однако бюджетом 2003 г. финансирование Центра отдельной строкой не предусмотрено: предполагается на все мероприятия в сфере национальной политики выделить 100 тысяч рублей (п.31.33 Приложения 5 к решению городской Думы Краснодара от 10 декабря 2002 г. N 29 п.1).

В рамках Целевой программы “Молодежь Краснодара 1998 – 2000 гг.” осуществлялось выделение ассигнований на деятельность национальных гостиных (п. 15 Приложения к Решению Городской Думы Краснодара от 9 июля 1998 года № 23) В городе возможно выделение муниципального гранта на поддержку инициатив и проектов общественных объединений, способствующих решению социальных проблем в области национальной политики и стабилизации межнациональных отношений (п. 4.1 Положения о муниципальном гранте города Краснодара, утвержденного Приложением к Решению Городской Думы от 21 февраля 2002 года № 20).

Распоряжением мэр Краснодара, по ходатайству Краснодарской краевой курдской национально- культурной автономии “Мидия”, на городском кладбище был выделен земельный участок площадью 10 000 кв. м. для захоронения курдов - езидов.