Краснодарский край

Правовая регламентация положения национальных меньшинств

Государственный Устав Краснодарского края (в ред. 1993 года) предусматривал создание возможностей для удовлетворения образовательных, культурных и иных потребностей национальных меньшинств (часть 1 статьи 14), принятие мер по поддержанию и развитию национальных и этнических традиций различных групп населения края (статья 15). В ныне действующем Уставе Краснодарского края, принятом 18 июля 1997 года, эти нормы отсутствуют.

Вместе с тем в Уставе (в ред. Закона края от 18 июля 1997) появилась норма, согласно которой "Краснодарский край является исторической территорией формирования кубанского казачества, исконным местом проживания русского народа, составляющего большинство населения края. Это обстоятельство учитывается при формировании и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления" (п.1 ст.2). Второе предложение было исключено из Устава только в январе 2001 года.

Уставом вводился запрет на создание национально - государственных и национально - территориальных образований на территории Краснодарского края и указывалось, что свобода национального развития должна обеспечиваться иными средствами - часть 3 статьи 2. (Следует отметить, что в 1992 году Верховный Совет Российской Федерации изучал вопрос о создании Шапсугского национального района в составе данного края -см. Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 15 июня 1992 года № 3016/1-1, Распоряжение Заместителя Председателя Верховного Совета Российской Федерации от 17 июля 1992 года № 3341 рп-1).

Закон края “О культуре” от 3 ноября 2000 года в числе приоритетных направлений политики края выделяет возрождение и сохранение культурного наследия народов и этнических групп, проживающих на его территории (статья 5).

Использование языков национальных меньшинств в местах компактного проживания не предусматривается краевым законодательством.

При подготовке и проведении местного референдума используется русский язык (Закон "О местном референдуме" от 9 декабря 1997 года N 109-КЗ, Ст.2 ч.4). При проведении выборов Губернатора, депутатов Законодательного Собрания, при проведении референдумов избирательные бюллетени печатаются на русском языке (Законы Краснодарского края от 23 июля 2003 года N 607-КЗ, от 9 июня 2003 года N 595-КЗ, от 23 июля 2003 года N 606-КЗ).

На объектах культурного наследия регионального значения и объектах культурного наследия местного значения устанавливаются надписи и обозначения, содержащие информацию об этих объектах, на русском языке. (Закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" от 6 февраля 2003 года N 558-КЗ, Ст.21 ч.1).

Согласно Закону "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Краснодарском крае" от 4 февраля 2002 г. N 437-КЗ в ред. Закона от 03.03.2003 N 583-КЗ, в крае, совместно за счет федерального, краевого и местных бюджетов финансируются расходы на обеспечение развития федеративных и национальных отношений (Ст.13 ч.1).

Подавляющая часть нормативных правовых актов, затрагивающих права национальных меньшинств – подзаконные акты исполнительной власти края. Исключением, кроме вышеименованных, являются краевые законы, регулирующие регистрацию пребывания и проживания. Краевым Законом "О пребывании и жительстве на территории Краснодарского края" от 11 апреля 2002 года N 460-КЗ установлены нормы, согласно которым место жительства должно соответствовать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, включая нормы жилой площади на одного человека, определенные жилищным законодательством Российской Федерации (Ст. 12) и перечислены основаниями для постоянного жительства граждан Российской Федерации, прибывших на территорию Краснодарского края (Ст. 13), по существу, устанавливающие разрешительный порядок регистрации. Во всех иных случаях, необходимо положительное решение краевой комиссии миграционного контроля (Ст.13). Причем иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на оставление на постоянное место жительства только по согласованию с краевой комиссией миграционного контроля (Ст. 16).

Эти нормы сами по себе противоречат Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Однако, что немаловажно, разного уровня комиссии миграционного контроля имеют возможность селекции заявителей по признаку национальности: акты органов местного самоуправления предусматривают указание национальности лиц, обращающихся в комиссии миграционного контроля, в протоколах данной комиссии (Примерное положение о районной (городской) комиссии миграционного контроля, приложение N 3 к постановлению главы администрации Краснодарского края от 18 июня 2002 г. N 676, п.10; приложение 1 к Постановлению Главы Администрации города Краснодара от 16 августа 2002 года № 1379).

Эти положения, нарушают предписания Конституции России. Причем требование указания национальности заявителя присутствует в нормативных правовых актах, регламентирующих регистрацию пребывания и проживания в крае на протяжении многих лет. (См., например, приложения N 1 и N 3 к постановлению главы администрации Краснодарского края от 7 августа 1995 г. N 438; приложение N 5 к постановлению главы администрации Краснодарского края от 19 апреля 1994 г. N 222; приложение N 3 к постановлению главы администрации Краснодарского края от 18 июня 1993 г. N 216).

Другой пласт нормативных правовых актов, дискриминирующих отдельные национальные меньшинства – документы, регламентирующие права турков-месхетинцев, армян (например, Постановление ЗС "О дополнительных мерах по снижению напряженности в межнациональных отношениях в районах компактного расселения турок-месхетинцев, временно проживающих на территории Краснодарского края" от 20 февраля 2002 г. N 1363-П, которым предлагалось "приостановить прием комиссией миграционного контроля при администрации Краснодарского края заявлений о предоставлении права на постоянное (временное) проживание в городах и сельских населенных пунктах без учета норм жилой площади от лиц без гражданства" (п.1); Постановление Главы администрации Краснодарского края от 11 апреля 1997 г. N 130, которым предлагалось "решить вопрос с главами администраций на местах о включении в состав комиссий миграционного контроля до 70 % представителей коренного населения, казачества", п.6).

Основной массив подзаконных актов, затрагивающих права меньшинств – нормативные правовые акты исполнительной власти, однако достаточно распространена и практика принятия ключевых решений, оформляемых Постановлениями Законодательного Собрания края. Постановлениями ЗС оформлялись основные решения по туркам-месхетинцам: постановления ЗС: от 20 февраля 2002 г. N 1362-П, от 20 февраля 2002 г. N 1363-П, от 3 августа 2000 г. N 710-П, от 3 августа 1999 г. N 253-П, от 24 апреля 1996 г. N 291-П, по программам борьбы с преступностью, в которых значительное внимание уделено вопросам взаимоотношений с меньшинствами (Постановление ЗС "Об утверждении комплексной программы по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью в Краснодарском крае на 2002 - 2003 годы" от 30 июля 2002 г. N 1626-П).

Согласно Комплексной программе по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью в Краснодарском крае на 2002 – 2003 года (Приложение к Постановлению Законодательного Собрания края от 30 июня 2002 года № 1626 – П), в числе факторов, влияющих на криминальную обстановку в крае - многонациональный состав населения, продолжающаяся вынужденная миграция из других регионов страны, изменение исторически сложившегося национального состава в некоторых районах.

В рамках мер по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Программа предусматривает проведение целевых операций по выявлению и пресечению преступной деятельности организованных групп, сформированных на этнической основе; изучение вопроса о возможности создания оперативно-следственных бригад, специализирующихся на раскрытии и расследовании преступной деятельности этнических группировок, особенно в местах компактного проживания переселенцев и беженцев из нестабильных регионов России и стран СНГ; осуществление оперативного контроля за коммерческими и банковскими структурами, принадлежащими представителям этнических групп или созданным с их участием, в целях выявления проникновения преступного капитала в данные структуры.

Среди профилактических мероприятий в области борьбы с терроризмом и экстремизмом планируется проведение встреч с атаманами казачьих формирований, лидерами этнических групп, общественно-политических партий и движений, председателями национально- культурных обществ с целью локализации причин, способствующих возникновению конфликтов на межнациональной почве.