Краснодарский край

Приоритеты и политика региональных властей

Образование на языках национальных меньшинств. В 57 образовательных учреждениях края ведется изучение армянского, адыгейского, кабардинского, греческого, грузинского, турецкого языков. Сообщалось, что в Краснодарском крае изучение армянского, адыгейского, новогреческого и грузинского языков ведется в 11 административно-территориальных образованиях, где их изучают более 6 тыс. школьников. http://www.hri.ru/catalog/viewdocument/?ID=164&part=464.

В Адлере функционирует армянская национальная школа, где преподавание с 1 по 11 классы ведется на армянском языке; всего армянский язык в крае изучают 3,5 тысячи школьников, из них 2,7 тысячи – в г.Сочи.

В средних школах работают факультативы по изучению адыгейского языка (в Краснодаре более двадцати таких школ), . 11 декабря 2003 г. в СОШ № 75 п. Лазаревское состоялось очередное заседание межрайонной секции учителей адыгейского языка и литературы. Помимо рассмотренных профессиональных вопросов, в очередной раз была проанализирована ситуация, складывающаяся в школах Причерноморской Шапсугии в области преподавания адыгского языка. Чиновники от образования не очень заинтересованы в преподавании родного языка. Количество часов, выделяемых на преподавание языка, крайне мало. К сожалению, эта проблема касается не только преподавания адыгейского языка, но и языков других этнических групп, проживающих в крае. (“Мониторинг положения этнических меньшинств в краснодарском крае”, Осень 2003 – Зима 2003/04).

Имеется воскресная школа и факультатив по изучению ассирийского языка и литературы (Краснодар, с.Урмия Курганинского района). В Краснодарском Центре национальных культур ведутся занятия по изучению грузинского, осетинского, греческого и корейского языков. При краевой немецкой НКА работают пять воскресных школ.

Воскресные классы по изучению корейского языка работают в Кубанском госуниверситете, там же открыто новогреческое отделение. В ВУЗах края введены спецкурсы по этнической социологии, этнической истории Северного Кавказа.

В то же время внимание общественности привлекла средняя школа N 11 в станице Нижнебаканской (Крымский район)., где находится единственная школа в крае, где более 10 лет, без согласия родителей, детей берут только в так называемые турецкие классы. (19.09.03 ТВ и турки-месхетинцы http://kavkaz.memo.ru/newstext/news/id/591889.html ; (2/9/2003 Я.Лобастова Вице-премьера Галину Карелову попросили стереть пятна расизма. http://kavkaz.memo.ru/newstext/news/id/585608.html). Интересные программы реализуются в г.Сочи: "Национальная школа в сочинском регионе и перспективы развития этнокультурного регионального образования", "Развитие поликультурного образования в г.Сочи на 2001-2005 гг.".

В рамках проекта "Много народов - один край" 7 июля 2003 г. в городе Белореченске состоялся первый раунд круглого стола "Роль педагогов в предотвращении этнической дискриминации, ксенофобии и нетерпимости в местном сообществе", в котором приняли участие педагоги, библиотекари, представители общественных организаций из Краснодара, Белореченска, Армавира, Северского и Староминского районов Краснодарского края http://www.civitas.ru/news.shtml?rubric=10.

В то же время Программа развития образования в Краснодарском крае на 2001 – 2005 годы (см. Постановление Главы Администрации края от 21 ноября 2000 года № 867 в ред. Постановление Главы Администрации края от 1 июля 2002 года №719) не уделяет серьезного внимания образованию на языках национальных меньшинств. В ней особо упоминаются только девять школ с казачьим профилем, в том числе школа- интернат “Кубанский кадетский корпус”, хотя в данном субъекте Федерации существуют и общеобразовательные учреждения с изучением родного (нерусского) языка.

Интересы представителей национальных меньшинств нашли отражение в разделах Программы, посвященных общему образованию. В частности, в них предусматривается создание условий для организации индивидуального обучения детей, слабо владеющих русским языком . Программа также предполагает осуществление мониторинга этнокультурных потребностей населения края, обеспечение общеобразовательных учреждений с изучением родного (нерусского) языка учебно-методическими и наглядными пособиями с этнокультурным компонентом.

Следует отметить, что еще десять лет назад проблема создания на Кубани национальных школ в местах компактного проживания людей одного этноса поднималась в Концепции развития образования на Кубани Краснодарского экспериментального центра развития образования (см. Приложение №1 к Постановлению Главы Администрации края от 18 ноября 1993 года № 432). Формирование моделей таких школ рассматривалось сквозь призму укрепления национальных общин, снятия межнациональных конфликтов через продуктивное решение культурно - образовательных проблем, создания общего культурного пространства для встреч культур разных национальностей.

В соответствии с Краевой антикризисной программой “Система духовного и физического оздоровления населения Кубани на 2001 – 2005 гг.”, региональная образовательная система призвана выработать осознанное уважение к большой и малой Родине, языку, культуре, традициям, народам (см. Приложение №1 к Постановлению Главы Администрации края от 4 января 2001 года № 13). В частности, она предусматривает проведение педагогических фестивалей “Традиционная культура народов Кубани в воспитании дошкольников".