Краснодарский край

Приоритеты и политика региональных властей

Приоритеты и основные направления политики в отношении национальных меньшинств. В официальных документах декларируется, что деятельность Администрации направлена на реализацию государственной национальной политики в Краснодарском крае, обеспечение единства действий органов власти, общественных и религиозных объединений для достижения межнационального согласия и создания условий для социального и национально - культурного развития народов, проживающих в регионе. (Приложение №1 к Постановлению Главы Администрации края от 14 июня 2002 года № 654 “О социально-экономическом развитии Краснодарского края в 2001 году”).

Однако практическая политика краевых властей сводится к конфронтации с меньшинствами. По мнению органов государственной власти данного субъекта Федерации, избыточная миграция в край создает условия для межнациональной напряженности (п.3.3. Приложение №1 к Постановлению Главы Администрации от 25 июля 2002 года № 826 в ред. Постановления Главы Администрации от 2 октября 2002 года № 1130).

Особую озабоченность у органов государственной власти края вызывает ситуация в местах расселения турок - месхетинцев. По данным органов внутренних дел на территории края проживает более 15 тысяч турок - месхетинцев и отмечается тенденция роста их численности. Данные лица рассматриваются органами государственной власти края как лица без гражданства, временно пребывающие на территории субъекта Федерации. Постановление Законодательного Собрания края от 20 февраля 2002 года № 1363 “О дополнительных мерах по снижению напряженности в межнациональных отношениях в районах компактного расселения турок – месхетинцев, временно проживающих на территории Краснодарского края” вновь акцентирует внимание на необходимости возобновления переговоров Российской Федерации с Грузией в целях ускорения возвращения данных лиц на их историческую родину; разработки систему профилактических мер по предупреждению межнациональных конфликтов и выявлению их на ранней стадиях развития; проведения регулярных проверок законности выделения и использования земель в местах компактного проживания этнических групп (п. 2, 3, 4).

Этнический фактор рассматривается как конфликтогенный и в контексте борьбы с преступностью.

К сожалению, действия краевых властей зачастую поддерживаются на федеральном уровне. Так, в Постановлении Совета Федерации от 10 июля 2002 года № 337 – СФ был отмечен "заметный этносоциальный перекос, характеризующийся численной диспропорцией коренного населения и мигрантов и создающий условия для межнациональной напряженности в данном субъекте Федерации" и предложены дискриминационные меры в русле проводимой краевыми властями политики.

Жесткая увязка миграционной и национальной политики остается важнейшей компонентой национальной политики в крае. Новый виток напряженности спровоцировало принятие краевого закона "О пребывании и жительстве на территории Краснодарского края" от 11 апреля 2002 года N 460-КЗ, в преамбуле которого говорится, что одной из целей Закона является "достижение межнационального согласия в Краснодарском крае". Одновременно Законодательное Собрание края приняло Постановление "О мерах по усилению государственного контроля за миграцией и административному выдворению лиц, незаконно находящихся на территории Краснодарского края" от 27 марта 2002 г. N 1381-П.

Принятие вышеназванных документов сопровождалось массированной информационной кампанией на федеральном уровне и это ставит под сомнение истинные цели новаций, горячо пропагандируемых губернатором. Вряд ли власти верили в возможность депортации турок-месхетинцев в Узбекистан или Грузию без действительных паспортов, без согласия принимающей стороны и авиаперевозчика, как громогласно заявлял губернатор. Большие сомнения и в том, что они не понимали: ссылки на одобрение предлагаемых ими мер Президентом России будут немедленно дезавуированы – что и имело место. Вероятно, "борьба с незаконными мигрантами" преследовала иные цели – выведения губернатора, дотоле пребывающего в тени Н.Кондратенко, на федеральный уровень.

Как и следовало ожидать, наиболее одиозные нормы Закона "О пребывании и жительстве на территории Краснодарского края" утратили силу, а Постановление ЗС "О мерах по усилению государственного контроля за миграцией и административному выдворению лиц, незаконно находящихся на территории Краснодарского края" тихо почило в бозе спустя четыре месяца, будучи отменено Постановлением ЗС от 30 июля 2002 г. N 1583-П. (Однако ряд действующих норм Закона и по сей день противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Конституционный Суд своими Постановлениями от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П исчерпывающим образом сформулировал свою позицию по вопросам выбора места жительства, регистрации пребывания и проживания. Дискриминационные правила, устанавливаемые законодательством края неоднократно признавались несоответствующими Конституции Российской Федерации - см.: Определения Конституционного Суда РФ от 7 октября 1998 г. N 116-О, от 3 февраля 2000 г. N 41-О, от 23 июня 2000 г. N 147-О).

Заслуживает внимания попытка разделения меньшинств на "чистые" и "нечистые": "плохим" туркам и курдам губернатор А.Ткачев противопоставляет “хороших” мигрантов - армян и греков - хваля их за “хорошую ассимиляцию” ("Независимая газета", 2003, 28 марта http://www.ng.ru/politics/2003-03-28/2_tkachev.html). Корректировку политики по отношению к армянам можно считать свершившимся фактом: выступая в прямом эфире перед несколькими каналами краевого телевидения 3 июля 2003 года, перечисляя коренные народы Кубани, А.Ткачев впервые упомянул в их числе армян. В то же время, некоторые народы он назвал "опасными". Среди таковых - турки-месхетинцы. http://kavkaz.memo.ru/news/?srch_section1=news&srch_section2=turk. Вероятно, власти понимают, что зашли слишком далеко: разгром армянского кладбища в апреле 2002 г., армянский погром в сентябре 2002 г. в Славянске-на-Кубани продемонстрировали опасность аппеляций к антиармянским настроениям.

Наряду с жесткой миграционной политикой по отношению к меньшинствам, другими компонентами национальной политики в крае являются поддержка казачества и шапсугов, относимых к коренным малочисленным народам.

На протяжении ряда последних лет краевым бюджетом предусматриваются финансовые средства на национально-культурное и социально-экономическое развитие территорий проживания причерноморских адыгов-шапсугов. (В рамках Программы национально - культурного и социально - экономического развития населения, проживающего в сельских округах Лазаревского района г. Сочи и Туапсинского района. Бюджетом 2002 г. на финансирование этой программы было выделено 2000 тысяч рублей. Бюджетом 2003 г. финансирование этой программы не предусмотрено).

В числе приоритетов органов государственной власти края - возрождение традиций казачества. Эти подходы нашли отражение в Уставе края (в ред. Закона края от 18 июля 1997), в котором данный субъект Федерации рассматривался как историческая территория формирования кубанского казачества, исконное место проживания русского народа, составляющего большинство населения края и признавалось, что это обстоятельство должно учитываться как при формировании органов государственной власти и местного самоуправления, так и в их деятельности (часть 1 статьи 2).

В рамках Краевой антикризисной программы “Система духовного и физического оздоровления населения Кубани на 2001 – 2005 гг.” упоминается поддержка и развитие национальных культур народов и этнических групп, компактно проживающих на территории края, их взаимообогащение. Вместе с тем направление, связанное с содействием сохранению и развитию кубанских культурных традиций, фактически сводится к возрождению традиций казачества (см. п. 4.4.2 Приложение №1 к Постановлению Главы Администрации края от 4 января 2001 года № 13).

Недавно принятой краевой программой "Участие казачества в охране общественного порядка и проведении мероприятий по пресечению незаконной миграции на территорию Краснодарского края" власти убивают двух зайцев: финансово поддерживая казачество, активизируют миграционную политику в желаемом ключе. На финансирование краевой целевой программы "Участие казачества в охране общественного порядка и проведении мероприятий по пресечению незаконной миграции на территорию Краснодарского края" в бюджете 2003 г. выделено 2,5 млн. рублей (в 2002 г. – 2,0 млн.рублей). В 2004 г. планируется ее профинансировать на 8,3 рублей, в т.ч. 6,7 млн.рублей – на "денежное содержание атаманов станичных и хуторских казачьих обществ, начальников опорных пунктов охраны общественного порядка казачьих обществ" (Краевая целевая программа "Участие казачества в охране общественного порядка, проведении мероприятий по пресечению незаконной миграции и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Краснодарском крае" на 2004 - 2006 годы, Приложение к постановлению ЗС Краснодарского края от 10 декабря 2003 г. N 500-П, п.13).

Во второй половине 1990-х гг. предпринимались определенные попытки конструирования действенной политики по отношению к национальным меньшинствам. В 1997 г. по инициативе краевого Законодательного собрания был разработан проект “Программы национального развития и межнационального сотрудничества”, основная цель которой состояла в определении “оптимальных путей перехода к устойчиво стабильному, неконфликтному состоянию межэтнических отношений на территории края, эффективному взаимообогащению национальных культур этнических общностей, проживающих на Кубани”.

Разработчиками Программы были предложены следующие основные механизмы предотвращения и регулирования межэтнических конфликтов: прогнозирование возможных конфликтов, имея в виду выявление в режиме мониторинга очагов конфликтов, накопление данных о состоянии межнациональных отношений, ранжирование городов и районов по степени конфликтогенности; формирование инфраструктуры межнационального согласия на основе взаимного ознакомления и обогащения культур разных этнических общностей, широкое освещение обычаев и традиций народов, населяющих Краснодарский край; гуманизация межнациональных отношений, имея в виду создание обстановки непримиримости в отношении насильственных методов разрешения конфликтов, принятие Законодательным собранием края “Декларации принципов межнацио6альных отношений”; создание краевой и содействие созданию федеральной нормативно-правовой базы стабилизации межнациональных отношений; согласование направлений социально-экономического развития края с целями его национальной политики; создание системы консультативных структур по вопросам межнациональных отношений при органах краевой власти и местного самоуправления; формирование информационной среды освещения проблем межэтнических отношений, имея в виду повышение ответственности средств массовой информации и журналистов за публикацию ложных или провокационных сведений о событиях в этой сфере; оперативное регулирование силовых структур в случае открытого насильственного конфликта и привлечение к уголовной ответственности за его разжигание. (А.Язькова. Краснодарский край: социально-экономическое положение и межнациональная напряженность http://icsps-project.arcon.ru/buleten5/5_2.htm).

В свое время в рамках Администрации действовала рабочая группа по развитию экономического потенциала национальных общин (Совместное распоряжение Главы Администрации края и Председателя краевого Совета народных депутатов от 19 мая 1993 года № 27, Распоряжение Главы Администрации края от 13 апреля 1994 года № 381-р).

Позже делаются попытки финансирования национальной политики: краевым бюджетом на 1998 год на проведение мероприятий по регулированию межнациональных отношений предусматривалось выделение 500 тысяч рублей (реально было профинансировано 300 тысяч рублей – Приложение к Закону Краснодарского края от 13 августа 1999 г. N 204-КЗ Об исполнении краевого бюджета за 1998 год). В дальнейшем однако, практика финансирования мероприятий национальной политики отдельной строкой бюджета не получила распространения.

В 2000 г. администрация края поддержала Федеральную программу "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005 годы)", однако, в отличие от многих других регионов, уклонилось от обязательств по ее софинансированию на территории края (письмо 21-05/205 от 27.04.2000).

Финансирование краевой национальной политики абсолютно непрозрачно.

Лучше положение в краевом центре, где мероприятия в сфере национальной политики и межнациональных отношений финансируются отдельной строкой (130 тысяч рублей в 2004 г., 100 тысяч рублей в 2003 г. – Ведомственная структура расходов местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) на 2004 год, Приложение 5 к решению городской Думы Краснодара от 25 декабря 2003 г. N 42 п.4; п.4.16.6; Ведомственная структура расходов бюджета города Краснодара на 2003 год, Приложение 3 к решению городской Думы Краснодара от 19 июля 2003 г. N 37 п.2). Возможно, это стало серьезным аргументом, подвигнувшим руководителей 31 национально-культурного объединения призвать голосовать на выборах за действующего мэра Краснодара.

Складывается впечатление, что на серьезных попытках артикуляции и проведения национальной политики в крае поставлен крест. О необходимости разработки Концепции развития межнациональных отношений говорится давно, без сколько-нибудь видимого прогресса.

В Плане нормотворческой деятельности ЗС Краснодарского края на 2003 год стоит утверждение "Краевой комплексной программы развития межнациональных отношений в Краснодарском крае" - приложение к постановлению Законодательного Собрания Краснодарского края от 22 января 2003 г. N 55-П. И такой проект разработан (О социально-экономическом развитии Краснодарского края в 2002 году, прилож. к постановлению главы администрации Краснодарского края от 26 июня 2003 N 594)

Традиционно, чуть ли не наиболее эффективным инструментом национальной политики считается организация рабочих встреч представителей правоохранительных органов, казачьих формирований и национальных общин для выработки мер по предупреждению конфликтов на межнациональной основе. (п.9 Приложения к постановлению главы администрации Краснодарского края от 26 декабря 1995 г. N 1767, последующие программы борьбы с преступностью).

В то же время краевые власти уделяют внимание мониторингу межнациональных отношений с привлечением специалистов; создан этнический паспорт Краснодарского края.