Кабардино-Балкарская Республика

Потенциальные конфликты

Основной проблемой национальной политики в КБР становится хрупкая конструкция сложившейся модели баланса интересов и паритетного представительства ведущих этнических групп (кабардинцев, балкарцев, русских), сопровождающейся игнорированием интересов и прав представителей национальных меньшинств. Реформа органов государственной власти и конституционного устройства способна нарушить этот хрупкий баланс.

Обстановку дестабилизирует сохраняющаяся настороженность во взаимоотношениях титульных народов республики. Налицо отчуждение представителей адыгского этноса и представителей тюркских народов Северного Кавказа, чреватое их противостоянием, хотя в последнее время налицо явные позитивные подвижки. Распространяющаяся идея интеграции балкарцев с осетинами (этнически родственными с балкарцами и карачаевцами), похоже, подхвачена руководством республики.

Важным фактором дестабилизации социально-политической обстановки становится изменение этнической структуры населения вследствие миграции. Из республики в последние годы наблюдался отток немцев, горских евреев, которые эмигрируют в Германию, Израиль. Из-за сложностей в экономике наблюдается выезд русскоязычного населения в центральные районы России, в Ставропольский и Краснодарский края. Этнопсихологически представители названных народов вписывались в культуру кабардинского и балкарского народов и в течение многих лет проживали в Кабардино-Балкарии. (Ю.Анчабадзе, Л.Перепелкин. Круглый стол “Проблемы безопасности на Северном Кавказе (опыт Кабардино-Балкарии) http://icsps-project.arcon.ru/BULETEN8/8_5.htm). Их отъезд нарушает исторически сложившийся межэтнический баланс; процесс отягощает идущая репатриация зарубежных адыгов.

 

 

Серьезной проблемой становится распространение политического и религиозного экстремизма инспирированное, в том числе, и влиянием извне. Например, недавно депортирован из Кабардино-Балкарии гражданин Сирии Хусейн Худер, который, по сообщению отдела по делам миграции МВД республики, Худер прибыл в Нальчик 12 мая 2004 г. по частной визе. Сотрудники правоохранительных органов установили, что гражданин Сирии распространялся распространением литературы "ваххабитского толка". (Из Кабардино-Балкарии депортирован распространявший ваххабистскую литературу сириец // Кавказский узел. 2004. 25 мая. http://www.kavkaz.memo.ru/newstext/news/id/667346.html).

В республике распространяется литература, провоцирующая экстремистские настроения. Недавно, например, "самиздатовская" брошюра некоего Абд-аль Хади ибн Али, 28-летнего уроженца Кабардино-Балкарии, которая распространялась в республике по цене 50 рублей, в результате экспертизы, проведенной Генпрокуратурой и Институтом гуманитарных исследований, признана экстремистской. По факту ее издания и распространения Прокуратурой КБР возбуждено уголовное дело по статье "Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды". (Regions.ru. 2004. 25 февраля, http://www.regions.ru/printnewsarticle/news/id/1420592.html).

По данным МВД КБР, ваххабизму среди молодежи республики привержено около 1000 человек. В ходе брифинга, состоявшегося 2 июня 2004 г. в МВД Кабардино-Балкарии, начальник отдела Управления по борьбе с организованной преступностью Беслан Мукожев сообщил, что на учет в МВД республики поставлены 380 приверженцев радикального ислама. Данная группа лиц противостоит Духовному управлению мусульман Кабардино-Балкарии, в частности, неоднократно вмешивались в проведение похоронного обряда. Представители государственных, общественных и религиозных организаций республики, участвовавшие в брифинге, признали наличие раскола в среде мусульман Кабардино-Балкарии и призвали их начать диалог друг с другом. (Кавказский узел. 2004. 3 июня. http://www.kavkaz.memo.ru/newstext/news/id/671287.html).

Есть многочисленные свидетельства того, что в республике наметилась опасная тенденция, связанная с дискриминацией молодых верующих под предлогом борьбы с ваххабизмом.

Об этом свидетельствуют предварительные итоги этнографической экспедиции, посвященной изучению современного состояния ислама в Кабардино-Балкарии, которую провели сотрудники Института гуманитарных исследований КБР и Института этнологии и антропологии РАН. Дискриминация идет на всех уровнях, считают ученые: начиная с семьи, когда родители запрещают ходить в мечеть, и заканчивая правоохранительными органами. В этих условиях не исключено, если верить исследованиям, что значительная часть молодых мусульман проникнется мыслью, что только в исламском государстве станет возможной свобода вероисповедания. Поэтому властям ученые советуют применить максимум толерантности к молодым приверженцам ислама ("Кавказский узел", 6/6/2003, 18/6/2003; Источники: Агентство региональных новостей "Regions.ru", ИА Regnum).

ДУМ признает, что в республике есть молодые люди, которые неправильно понимают ислам, неверно трактуя некоторые богословские моменты: "Они считают, что человек, признающий обязанности мусульманина, но не исполняющий их, является неверным, и потому его можно всячески притеснять. Они считают возможным объявлять им джихад, хотя это право принадлежит только государству, воюющему против другого государства". (Басир Муратов. Некоторая часть молодежи неправильно понимает ислам // " Советская молодежь (Нальчик), 26.03.2003, с.3).

В то же время некорректные (если не сказать неуклюжие) действия властей, подобные массовым задержаниям верующих мусульман в мечетях, способны резко осложнить и так непростую ситуацию (Оружие в мечети // “Северный Кавказ”, N 40 (648), октябрь 2003). Сообщалось, что было задержано около 60 мусульман, часть из них уже отпущена. Местное духовенство в сентябре выразило недовольство решением МВД в связи с поиском боевиков разрешить доступ в мечети только на время совершения намаза. (В Нальчике состоялась встреча руководителей правоохранительных органов с представителями мусульманского духовенства // ИА REGNUM. 2003. 4 октября.http://www.regnum.ru/forprint/164023.html).

Тревожным симтомом могут стать события сентября 2003 г., когда в республике вспыхнули античеченские волнения, по сообщениям СМИ - с человеческими жертвами. По сведениям информационных агентств, в Нальчике избиения чеченцев начались еще 15 - 16 сентября, но самые массовые акции пришлись на 17 сентября. Всего пострадали 54 человека, один из которых скончался от полученных ранений. (Николай Асташкин,Владимир Мохов. Воскресенье покажет // “Красная звезда”, 1 октября 2003).

Возможны разные гипотезы о причинах и движущих силах конфликта; от транспарентности и успеха расследования зависит чрезвычайно многое.

Адыги достаточно болезненно реагируют на всякие, на их взгляд некорректные, напоминания о Кавказской войне: негативную оценку получило решение местных властей г.Сочи о восстановлении на родине шапсугов памятника адмиралу М.П.Лазареву, принимавшему участие в военных действиях против адыгского населения. В то же время, вряд ли способствуют упрочению толерантности такие действия, как открытие памятника “Добровольцы, отстоявшие свободу в Абхазии”, открытие фотовыставки в Национальном музее КБР, посвященной “10-летию победы абхазского народа в грузино-абхазском конфликте” в октябре 2003 г. (Наталья Юсупова. Символ единства и братства // “Северный Кавказ”, N 40 (648), октябрь 2003).