Приоритеты и политика региональных властей

Приоритеты и основные направления политики в отношении национальных меньшинств. Основная цель национальной политики в республике – обеспечение социально-политической стабильность. Обеспечение гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия, защита культурного и духовно - нравственного наследия, исторических традиций и обычаев народов Кабардино-Балкарской рассматриваются как неотъемлемые компоненты безопасности в республике (Закон КБР "О безопасности" от 29 ноября 2002 года N 84-РЗ, ст.4, пп.4,10).

Судя по всему, руководство КБР основное внимание уделяет согласованию интересов и положению титульных народов республики (ранее в законодательстве республики кабардинцы и балкарцы выделялись как “коренные народы” - Закон “О языках народов Кабардино-Балкарской Республики в ред. 16 января 1995 года, ст.8 ч.4), а также русских, в силу их особого положения и значительного представительства.

Ведущими приоритетами политики в сфере межнациональных отношений, как они декларируются властями республики, являются:

Соблюдение межэтнического баланса, учет и согласование интересов народов КБР путем паритетного представительства в органах государственной власти и местного самоуправления;

Проведение взвешенной языковой политики;

Развитие культуры народов, проживающих в республике; обеспечение прав в данной области;

Развитие связей с соотечественниками, проживающими за пределами КБР;

Формирование толерантности в межэтнических отношениях.

Скрупулезный учет и согласование этнических интересов народов Кабардино-Балкарии, утверждает В. Коков, являются одними из основных направлений в работе законодательных и исполнительных органов власти республики. (В.Коков. Федерализм- стержень российской государственности : от взвешенной национальной политики зависит судьба страны, http://www.ng.ru/politics/2001-10-20/2_core.html). В условиях сложной национальной структуры региона, по словам В.Кокова, руководство старается максимально исключить этнократические подходы к формированию системы органов управления и осуществлению властных полномочий. Сложилось непреложное правило паритетного представительства народов как в высшем эшелоне власти республики, так и в районах, на местах.

Руководство республики старается выдерживать принцип паритетного представительства народов республики (в первую очередь, кабардинцев, балкарцев и русских) в органах государственной власти и местного самоуправления. Президентом республики является кабардинец, премьер-министром – русский, председателем Парламента - балкарец. В законодательном органе власти Республики (Парламенте) создан Комитет по межнациональным отношениям, состав которого формируется на паритетных началах.

Кабардинскими лидерами высказывается точка зрения, что соотношение между долей той или иной этнической группы в населении Республики и их представительством в исполнительных органах власти (в том числе в силовых и правоохранительных), в системе образования, науки, культуры и медицины является гораздо более благоприятным для балкарцев, чем для кабардинцев и русских. (Межэтническая ситуация в Кабардино-Балкарской республике и перспективы ее развития. Интервью с бывшим заместителем председателя Конгресса кабардинского народа (ККН) Ж.А.Калмыковым http://icsps-project.arcon.ru/buleten4/6_4.htm).

Учет особых интересов балкарского народа, пострадавшего от репрессий, сказался в принятии преференций для представителей этого народа в области образования, учреждении Дня возрождения балкарского народа. (В соответствие с Указом Президента КБР от 25 марта 1994 года N 19 ежегодно, 28 марта - день принятия в 1957 году Закона КБАССР "О преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР" – отмечается День возрождения балкарского народа. Этот день является праздничным (нерабочим) днем для всех народов, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике. (Ст.1, 2). В марте 2004г. в очередной раз отметили День возрождения балкарского народа, во всех населенных пунктах Кабардино-Балкарии прошли праздничные концерты и вечера памяти Ежегодно отмечается и День памяти адыгов – жертв Кавказской войны.

Наиболее серьезной критике (в первую очередь, со стороны балкарских национальных организаций) подвергается политика органов государственной власти в отношении обеспечения прав народов в социально-экономической сфере и паритетного представительства в органах государственной власти и местного самоуправления; критика в отношении языковой и культурной политики более сдержана. (Хотя проректор КБГУ Хазеша Таов высказывается достаточно резко: "…кабардинский и балкарский языки законодательно признаны государственными на территории Кабардино-Балкарии, но на деле правительство ничего не делает, чтобы этот закон реализовать. Все делопроизводство в республике ведется на русском языке. Согласно последней переписи около двадцати процентов городских жителей молодого возраста не владеют родным языком", 17.10.2003, http://www.regnum.ru/allnews/169316.html. Резкую реакцию вызвало и сообщение, что с 1 февраля 2004 г. жители республики смогут смотреть передачи на национальных языках только по субботам. www.kavkaz.memo.ru, 8 января 2004 г., http://www.dotsmedia.ru/news/2004/tvnews/01/08jan_gtrkkabbal.html).

Для Республики характерно наличие трех государственных языков – кабардинского, балкарского и русского (часть 1 статьи 76 Конституции). Кроме того, предусматривается право на сохранение и развитие, государственную поддержку языков тех народов, представители которых компактно проживают на территории Республики (часть 3 статьи 76 Конституции).

В соответствие с Законом "О языках народов Кабардино-Балкарской Республики от 16 января 1995 г. N 1-РЗ (в ред. Закона Кабардино-Балкарской Республики от 15.03.2003 N 33-РЗ), на ее территории обеспечивается "создание условий для равноправного и самобытного развития кабардинского, балкарского и русского языков (далее - языки народов Кабардино-Балкарской Республики). Кабардино-Балкарская Республика способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия". (преамбула). Языки других народов Российской Федерации, проживающих на территории Кабардино - Балкарской Республики, имеют право на сохранение и развитие, пользуются поддержкой государства (Ст.2, ч.2, дословно воспроизводящая Ст.76 ч.3 Конституции КБР).

Вступивший в силу в конце августа 2003 г. "Кодекс Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях" устанавливает ответственность должностных лиц и физических лиц за нарушение порядка использования языков народов КБР – до 10 и 100 МРОТ, соответственно; при повторном нарушении в течение года штраф удваивается (Ст.3.1).

Для реализации Закона Правительство КБР приняло Постановление "Об основных мерах по реализации Закона Кабардино-Балкарской Республики "О языках народов Кабардино - Балкарской Республики" на 2003 - 2006 годы" от 8 февраля 2003 г. N 35-ПП. В рамках этой программы выделено 10 разделов, включая "Сохранение и развитие языков национальных меньшинств КБР" и "Государственная поддержка возрождения, сохранения и развития кабардинского и балкарского языков за пределами Кабардино-Балкарской Республики".

На финансирование программы предполагается выделить 25 млн. рублей, в т.ч. в 2004 г. – 7871 тысячу рублей (в 2003 г. – 1419 тысяч рублей); на финансирование раздела "Сохранение и развитие языков национальных меньшинств КБР" – 1000 тысяч рублей в 2003-2006 гг., включая 310 тысяч рублей в 2004 г. против 71 тысячи рублей в 2003 г. (Приложение 1, Финансирование основных мер по реализации Закона Кабардино-Балкарской Республики "О языках народов Кабардино - Балкарской Республики" на 2003 - 2006 годы).

Вопросы образования, культуры и культурного наследия национальных меньшинств регламентируются Законом КБР “Об образовании” от 22 июля 1994 года N 4-РЗ (в редакции Закона от 6 декабря 2003 года) и Законом КБР “О культуре” от 16 августа 2001 года N 80-РЗ (в редакции Закона от 2 февраля 2004 года), Законом КБР "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Кабардино-Балкарской Республики" от 10 апреля 2003 года N 39-РЗ, для реализации которых приняты соответствующие республиканские программы (см.ниже).

Этапным моментом этнической политики стало принятие двух важных республиканских программ: целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Кабардино-Балкарской Республике на 2002 - 2006 годы", утвержденной Законом КБР "Об утверждении республиканской целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Кабардино-Балкарской Республике на 2002 - 2006 годы" от 2 ноября 2002 года N 70-РЗ и "Основных мероприятий по поддержке КБР соотечественников за рубежом на 2003 - 2005 годы", утвержденных Распоряжением Правительства КБР от 23 апреля 2003 г. N 228-РП.

Предполагается выделить на финансирование программы толерантности в 2002-2006 гг. за счет средств республиканского бюджета 7301 тысяч рублей, в т.ч. в 2004 г. – 1,5 миллиона рублей (Приложение N 2 к республиканской целевой Программе "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в КБР на 2002 - 2006 годы").

На финансирование "Основных мероприятий по поддержке КБР соотечественников за рубежом на 2003 - 2005 годы" в 2003 г. выделено 300 тысяч рублей (п.4 Распоряжения Правительства КБР от 23 апреля 2003 г. N 228-РП).

"Кодекс Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях" устанавливает ответственность должностных лиц и физических лиц за нарушение законодательства о репатриантах – до 30 и 200 МРОТ, соответственно; при повторном нарушении в течение года штраф удваивается (Ст.3.18).