15 декабря 1997 года N 44-оз

 

ЗАКОН

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Законов Иркутской области от 29.12.1997 N 52-оз

от 02.10.1998 N 33-оз, от 31.12.1999 N 66-оз,

от 31.10.2001 N 12/58-оз)

Принят

постановлением

Законодательного собрания

Иркутской области

от 26 ноября 1997 года

N 15/3-ЗС

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и Уставом Иркутской области определяет правовые, экономические, финансовые и организационные основы местного самоуправления, основные направления взаимодействия органов государственной власти Иркутской области (далее - область) с органами местного самоуправления, закрепляет гарантии реализации гражданами права на осуществление местного самоуправления.

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Местное самоуправление

1. Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации деятельность населения по самостоятельному и под свою ответственность решению вопросов местного значения.

2. Местное самоуправление осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций в целях наиболее полного и эффективного социально - экономического развития соответствующих территорий.

Статья 2. Основные принципы местного самоуправления

Местное самоуправление основывается на принципах:

- правовой, организационной, экономической и финансовой самостоятельности в решении вопросов местного значения;

- соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

- гарантированности прав граждан на осуществление местного самоуправления, запрета на ограничение прав местного самоуправления;

- самостоятельности и ответственности населения муниципального образования в решении вопросов местного значения;

- недопустимости подчиненности одного муниципального образования другому;

- государственных гарантий и поддержки местного самоуправления, судебной защиты прав муниципального образования;

- ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством.

Статья 4. Права граждан на участие в местном самоуправлении и гарантии их осуществления

1. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

2. Граждане осуществляют свое право на местное самоуправление как непосредственно (участие в местных референдумах, муниципальных выборах и иные формы прямого волеизъявления), так и через своих представителей в выборных и других органах местного самоуправления.

Участие граждан в осуществлении местного самоуправления гарантируется правом граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, равным доступом к муниципальной службе, правом на получение официальной информации о деятельности органов местного самоуправления и судебную защиту.

Глава 2

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Статья 7. Устав муниципального образования

1. Каждое муниципальное образование действует на основании устава - основного нормативного правового акта органа местного самоуправления.

(в ред. Закона Иркутской области от 31.12.1999 N 66-оз)

Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается населением непосредственно (сходом, собранием граждан либо местным референдумом) или представительным органом местного самоуправления.

Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном законом области. Устав публикуется с реквизитами о его государственной регистрации.

Устав вступает в силу после его официального опубликования.

Порядок опубликования устава определяется муниципальным образованием самостоятельно.

Государственная регистрация изменений и дополнений в зарегистрированные уставы муниципальных образований производится в порядке, установленном законом области.

2. В уставах муниципальных образований указываются:

1) границы и состав территории муниципального образования;

2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименование и полномочия выборных и других органов местного самоуправления; должностных лиц местного самоуправления;

6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;

12) условия и порядок организации муниципальной службы;

13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

14) вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций;

15) другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами области.

Статья 31. Финансовая основа местного самоуправления

1. Финансовую основу местного самоуправления составляют местные финансы, включающие в себя средства местных бюджетов, муниципальных предприятий, учреждений и организаций, заемные, кредитные средства и иные не запрещенные законодательством финансовые ресурсы.

(в ред. Закона Иркутской области от 31.10.2001 N 12/58-оз)

2. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах:

- автономии местных финансов и их достаточности;

- государственной финансовой поддержки;

- гласности формирования и использования финансовых ресурсов.

3. Представительные органы местного самоуправления в соответствии с налоговым законодательством имеют право вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним, а также предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, установленных налоговым законодательством Российской Федерации.

Финансовые органы местного самоуправления предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местный бюджет в соответствии с налоговым законодательством в пределах лимитов, определенных решением представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год, а также определяют порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных и региональных налогов и сборов, поступающих в местный бюджет, в установленном законодательством порядке.

Представительные органы местного самоуправления определяют размеры платежей за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с законодательством.

(п. 3 в ред. Закона Иркутской области от 31.10.2001 N 12/58-оз)

4. Исключен. - Закон Иркутской области от 31.10.2001 N 12/58-оз

4. Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством вправе выпускать муниципальные займы и лотереи.

Статья 32. Местный бюджет

1. Муниципальное образование имеет самостоятельный бюджет, обеспеченный собственными доходными источниками, и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального и областного бюджетов.

2. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, в соответствии с федеральным и областным законодательством, уставом муниципального образования и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляют представительные органы местного самоуправления.

(в ред. Закона Иркутской области от 31.12.1999 N 66-оз)

3. Доходы местного бюджета формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

К собственным доходам местного бюджета относятся:

- налоговые доходы, закрепленные на постоянной основе за местными бюджетами;

- неналоговые доходы, включающие в себя: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско - правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальному образованию, иные суммы принудительного изъятия;

- иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

К регулирующим доходам относятся федеральные и областные налоги и иные платежи, по которым определяются нормативы отчислений (в процентах) в местный бюджет в установленном законодательством порядке.

В доходах местного бюджета учитывается финансовая помощь из федерального либо областного бюджета в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозмездной и безвозвратной передачи средств.

Финансовая помощь не является собственным доходом местного бюджета.

(п. 3 в ред. Закона Иркутской области от 31.10.2001 N 12/58-оз)

4. В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование полномочий местного самоуправления и отдельных государственных полномочий.

5. Сумма превышения доходов над расходами местного бюджета по итогам отчетного года не подлежит изъятию органами государственной власти области и представительные органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются ими, в порядке, установленном бюджетным законодательством.

(в ред. Закона Иркутской области от 31.10.2001 N 12/58-оз)

6, 7. Исключены. - Закон Иркутской области от 31.10.2001 N 12/58-оз

Статья 33. Гарантии финансово - экономического обеспечения местного самоуправления

1. Органы государственной власти области в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством осуществляют в порядке бюджетного регулирования закрепление за муниципальным образованием доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.

2. Объем минимально необходимых расходов местных бюджетов устанавливается законами области на основе государственных минимальных социальных стандартов, социальных и финансовых норм, утверждаемых федеральными и областными органами государственной власти.

3 - 5. Исключены. - Закон Иркутской области от 31.10.2001 N 12/58-оз

Статья 34. Взаимодействие бюджетов муниципальных образований с областным бюджетом

(в ред. Закона Иркутской области от 31.10.2001 N 12/58-оз)

1. Бюджеты муниципальных образований входят в состав консолидированного бюджета области.

2. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти области, компенсируются из областного бюджета. Размер компенсации определяется одновременно с принятием решения в соответствии с бюджетным законодательством.

3. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных областных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в областном бюджете как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.

4. Формы, порядок предоставления и расчет финансовой помощи местным бюджетам определяются бюджетным законодательством.

Глава 4

ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 35. Формы осуществления местного самоуправления

1. Местное самоуправление осуществляется в формах непосредственной и представительной демократии.

2. Формами непосредственной демократии являются местные референдумы (опросы), обсуждения, народная правотворческая инициатива, муниципальные выборы, обращения граждан в органы местного самоуправления и иные формы, предусмотренные федеральным и областным законодательством, уставами муниципальных образований.

3. Для решения вопросов местного значения в муниципальных образованиях формируются органы местного самоуправления, наделяемые полномочиями для осуществления нормотворческой, исполнительной и распорядительной деятельности.

Статья 39. Представительный орган местного самоуправления

3. Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с общими принципами, установленными федеральными законами и законами области;

(абзац первый введен Законом Иркутской области от 31.12.1999

N 66-оз)

К исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления относится:

- принятие общеобязательных правил по важнейшим вопросам местного значения, определенным уставом муниципального образования;

- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

- установление местных налогов и сборов;

- установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

- контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

4. Представительному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны иные выборные органы и должностные лица местного самоуправления.

(п. 4 введен Законом Иркутской области от 31.10.2001 N 12/58-оз)

5. Представительный орган местного самоуправления может обладать правами юридического лица.

Правовой статус представительных органов местного самоуправления определяется уставами муниципальных образований.

6. Наименования представительных органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами области и с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.

Порядок организации и деятельности представительных органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 67. Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования

Органы местного самоуправления в сфере образования:

а) планируют, организуют, регулируют и контролируют деятельность муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в сфере образования;

б) формируют местные бюджеты в части расходов на образование и соответствующие фонды развития образования; разрабатывают и принимают местные нормативы финансирования системы образования;

в) обеспечивают гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможность выбора общеобразовательного учреждения;

г) осуществляют строительство и содержание, развитие за счет собственных и привлеченных средств объектов и учреждений муниципального образования (детских дошкольных учреждений, школ, училищ, детских домов, школ - интернатов и др.);

д) осуществляют использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;

е) Исключен. - Закон Иркутской области от 31.10.2001 N 12/58-оз

е) создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные образовательные учреждения;

ж) создают и ликвидируют муниципальные органы управления образованием, определяют их структуры и полномочия, назначают и увольняют по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей муниципальных органов управления образованием;

з) организуют на соответствующей территории работу культурно - просветительских учреждений с учетом национально - культурных традиций;

и) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 69. Полномочия органов местного самоуправления в сфере культурного обслуживания населения

Органы местного самоуправления в сфере культурного обслуживания населения:

а) организуют проведение культурных мероприятий;

б) содействуют развитию театрального, музыкального, изобразительного и иных видов искусства, народного творчества;

в) осуществляют строительство, содержание и организацию работы муниципальных учреждений культуры (домов культуры, библиотек, музеев, театров, кинотеатров и др.);

г) контролируют соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов в работе муниципальных унитарных предприятий культуры;

д) создают условия для организации досуга населения, включая организацию и содержание картинных галерей, фонтанов, театров, открытых эстрад, организацию народных гуляний, праздничных и траурных мероприятий и т.п.;

е) содействуют развитию краеведения, сохранению и развитию местных традиций, в том числе национально - культурных традиций и родного языка народов, проживающих на соответствующей территории;

ж) осуществляют охрану и организацию использования памятников природы, культуры, истории, обеспечение реставрации и содержания памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

з) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Губернатор

Иркутской области

Б.А.ГОВОРИН

Иркутск

15 декабря 1997 года

N 44-оз