Иркутская область

Правовая регламентация положения национальных меньшинств

Национальные традиции учитываются при установлении административно - территориального устройства, осуществлении местного самоуправления в области (часть 2 статьи 16, часть 2 статьи 45 Устава области в ред. Закона от 16 апреля 2001 года). Согласно Закону от 15 декабря 1997 года "О местном самоуправлении в Иркутской области" в ред. Закона от 31 октября 2001 года, органы местного самоуправления в сфере культурного обслуживания населения содействуют развитию краеведения, сохранению и развитию местных традиций, в том числе национально - культурных традиций и родного языка народов, проживающих на соответствующей территории (пункт "е" статьи 69). В уставе муниципального образования указываются вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций (статья 3 Закона от 18 мая 1996 года "О государственной регистрации уставов муниципальных образований в Иркутской области" в ред. Закона области от 5 октября 2001 года). В Уставах муниципальных образований области предусматривается, что при организации и координации работы учреждений социально-культурного назначения учитываются национально-культурные традиции населения (см.: ст. 45 Устава Иркутского районного муниципального образования, ст. 44 Устава Усольского районного муниципального образования).

Вопросы межнациональных отношений нашли отражение и в других законах и нормативных правовых актах данного субъекта Федерации. Согласно Закону "О гербе и флаге Иркутской области" от 16 июля 1977 года, целями учреждения и использования официальной символики области являются: воспитание гражданственности и уважения к исторической памяти, традициям, национальной и культурной самобытности народов, проживающих в области; укрепление межнационального согласия, гражданского мира и взаимопонимания в области (статья 3). Национальные традиции и местные особенности потребления учитываются и при определении потребительской корзины - минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности (статья 4 Закона от 4 марта 1997 года "О прожиточном минимуме в Иркутской области" в ред. Закона от 24 февраля 2001 года).

В законах области находят признаются интересы коренных малочисленных народов Севера. При пользовании недрами в районах проживания малочисленных народов и этнических групп часть платежей, поступающих в бюджет области, направляется для социально - экономического развития этих групп и народов в порядке, установленном областным законодательством (статья 51 Закона от.28 июля 1999 года "О недропользовании" в ред. Закона области от 28 декабря 2001 года).

В ряде документов предусматривается возможность использования языков народов Российской Федерации на территории области. При проведении областного референдума по решению Избирательной комиссии области в необходимых случаях могут печататься бюллетени на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания (часть 4 статьи 49 Закона "О референдуме Иркутской области" от 7 мая 2001 года). На территориях муниципальных образований по усмотрению рекламодателей реклама может распространяться наряду с русским языком и на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации (см. п. 2.1 Примерных правил по размещению и содержанию наружной рекламы в городских, сельских поселениях муниципальных образований Иркутской области, утвержденных Постановлением Главы администрации области от 18 мая 2000 года №145-пг).