Иркутская область

Приоритеты и политика региональных властей

Приоритеты и основные направления политики в отношении национальных меньшинств. Администрация Иркутской области выделяет следующие направления реализации концепции государственной национальной политики на территории области:

-сохранение исторических ценностей народов, проживающих в области,

-развитие национальных культур и языков народов,

-обеспечение социальной защищенности и равноправного развития народов, особенно малочисленных,

-поддержание стабильности межнациональных отношений, мира и согласия.

Однако говорить в настоящее время о сколько-нибудь артикулированной и осмысленной политике по отношению к национальным меньшинствам не приходится: в области отсутствует соответствующая правовая база, программы и ориентированное финансирование.

Провалы в финансировании национальной политики в предыдущие годы привели к отказу от выделения данной статьи бюджета в последние годы. (В 1994 году было выделено 13,4% от запланированной суммы по статье "национальная политика", в 2000 году - 46, 8% - см.: Приложение к Закону Иркутской области от 5 июня 1995 года N127 и Приложение 2 к Закону области от 5 октября 2001 года N 3/49-оз. Последний раз финансирование национальной политики отдельной строкой бюджета зафиксировано в 2000 г., когда предполагалось выделение по этой статье 457 тысяч рублей).

В то же время известно, что в 2002 г. на финансовую поддержку национально-культурных объединений области, меры по обеспечению их деятельности и участие представителей НКЦ и НКА в различного рода мероприятиях и др. из бюджета области было израсходовано 1777,4 тыс. рублей. (Концепция государственной национальной политики Российской Федерации: опыт, реализация. 2002 год, М., 2003, Правительство Российской Федерации, с.237). В основном эти средства пошли на организацию фестивалей, дней культуры, семинаров и конференций.

В настоящее время мероприятия по реализации национальной политики проводятся по разделу бюджета "социальная политика" и их финансирование непрозрачно. В бюджете Иркутской области 2004 года на проведение национальной политики предусмотрено 2,17 млн. рублей, сообщил председатель комитета по связям с общественностью и национальным отношениям аппарата губернатора Александр Васильев, что на 500 тыс. рублей меньше, чем в 2003 году. По словам А. Васильева, уменьшение расходов вызвано ужесточением требований к проведению мероприятий и заявкам на финансирование. Всего в области действует 50 национально-культурных объединений, в 2003 году на центр в среднем приходилось 11 тыс. рублей из бюджета, в 2004 году планируется распределить по 9 тыс. А. Васильев отметил, что на мероприятия по поддержке коренных малочисленных народов планируется изыскать средства за счет других источников (РИА “Сибирские новости”., 30.10.2003, http://38.ru/news.php?newsdate=30.10.2003).

Единственным приоритетным направлением органов государственной власти области в сфере национальной политике является защита и поддержка коренных малочисленных народов. (В то же время, некоторые шаги администрации по разработке программы национально-культурного развития и межнационального сотрудничества Иркутской области, организации центра межнационального общения, созданию координационного совета по взаимодействию с национально-культурными центрами и др. позволяют судить об определенных подвижках, осознании исполнительной властью необходимости конструктивного сотрудничества с национальными меньшинствами).

Промышленное освоение Иркутской области нарушило природный быт коренных народов. Многие из тофов и эвенков не могут заниматься ничем, кроме охоты и рыболовства. Местные власти пытаются обучать их новым профессиям, но часто для них просто нет рабочих мест.

Региональная государственная политика в отношении коренных малочисленных народов Севера сориентирована на создание условий для этнического выживания, сохранения самобытности, национального возрождения, свободного социально-экономического и культурного развития (см.: Областная программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера (материальная поддержка проживающих в сельской местности малообеспеченных семей из числа коренных малочисленных народов Севера) на 1999 - 2000 годы, утвержденная Постановлением Губернатора области от 9 апреля 1999 года №243-п).

В рамках федеральных целевых программ "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" и "Дети Севера" в 2002 г. получено из федерального бюджета и полностью освоено 2,6 млн.рублей (соответственно, 1,7 и 0,9 млн.рублей). За счет областного бюджета выделены и освоены, по линии софинансирования данных программ, 0,2 млн.рублей.

Программой социально - экономического развития Иркутской области до 2005 г. предполагается "оказание конкретной поддержки разным сферам жизнедеятельности коренных малочисленных народов (тофаларам и эвенкам области) в суммарных объемах ассигнований до 21 - 24 млн. руб. в год за счет федерального и областного бюджетов". (Приложение к Закону Иркутской области "Программа социально -экономического развития Иркутской области до 2005 года" от 11 июля 2002 года N 33-оз, раздел "Государственная поддержка Северных территорий").

В области принята также областная целевая программа "Дети Севера и коренных малочисленных народов на 2002 - 2005 годы", утвержденная постановлением Законодательного собрания от 28.11.2001 N 12/24-ЗС. Однако в 2002 г. Программа не была профинансирована, в 2003 г. областным бюджетом было предусмотрено ее финансирование в размере 500 тысяч рублей (Приложение 6 к Закону Иркутской области "Об областном бюджете на 2003 год" от 28 декабря 2002 года N 65-оз). Тогда как в соответствии с Программой, ее финансирование на 2003 г. должно было составить 7150 тысяч рублей в ценах 2001 г.

В настоящее время ситуация исправляется: бюджетом 2004 г. предусмотрено ее финансирование в размере 5038 тысяч рублей, в т.ч. 2398 тысяч рублей по линии аппарата губернатора, 1970 тысяч рублей по линии Главного управления здравоохранения, 220 тысяч – через Комитет по культуре и 455 – по линии ГУОПО. (Приложение 7 к Закону Иркутской области "Об областном бюджете на 2004 год" от 24 декабря 2003 года N 74-оз).

В настоящее время разрабатывается проект "Программы национально-культурного развития и межнационального сотрудничества Иркутской области". Скорее всего, Программа будет готова к концу 2004 года http://www.regnum.ru/allnews/235968.html.

Председатель комитета по связям с общественностью и межнациональным отношениям аппарата губернатора области Александр Васильев отмечает, что в Иркутской области необходимо разработать программу поддержки национально-культурных диаспор проживающих в Приангарье народов и создать систему мер по укреплению многонационального единства Иркутской области. Для этого прежде всего необходимо решить социально-экономические вопросы, вопросы развития районов традиционного природопользования и освоения территорий, реформирования хозяйственных отношений, культурного развития и образования, миграции населения http://www.admirk.ru/pr_rel/pr_24_04.htm. Такой подход, предполагающий жестко детерминированную связь между состоянием межнациональных отношений и социально-экономическим развитием и снимающий ответственность с органов исполнительной власти, несколько настораживает.

В нынешнем году по инициативе и при поддержке Комитета по связям с общественностью и межнациональным отношениям прошло несколько знаковых мероприятий. Среди них - Научно-практическая конференция "Межнациональные отношения в Иркутской области" прошедшая в Иркутске 8 - 9 апреля 2004 года (уже третья, организованная при поддержке Комитета), межрегиональный обучающей семинар представителей национальных культурных обществ русских немцев (апрель 2004 г.), семинар "Программы развития национально-культурных объединений Иркутской области", состоявшийся в Иркутске 30 января в рамках конкурса "Сибирь – территории согласия" и др.

Среди приоритетов региональной государственной молодежной политики - недопущение пропаганды насилия, национальной и религиозной нетерпимости (см.: Постановление Губернатора области от 29 декабря 2001 года №191/636-п).