(English)

Центр этнополитических и региональных исследований

Законодательство и практика регулирования прав национальных меньшинств в субъектах России

Центр этнополитических и региональных исследований ведет мониторинг законодательства и практики регулирования прав национальных меньшинств в субъектах России.

В первой части мониторинга рассматриваются проблемы взаимоотношений федерального и регионального законодательства, регламентирующего права национальных меньшинств. Во второй части анализируется ситуация в конкретных субъектах Российской Федерации. В приложения вынесены важнейшие и наиболее типичные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Планируется ежеквартально включать в мониторинг 5-6 новых регионов России.

Настоящий проект реализован при финансовой поддержке генерального спонсора: Фонда Джона Д. и Кэтрин Т.Макартуров www.macfound.org , www.macfound.ru.

Авторы проекта выражают искреннюю благодарность вышеназванному фонду, а также информационному спонсору - Общероссийской сети распространения правовой информации КонсультантПлюс ( www.consultant.ru) .

Руководитель проекта– Владимир Мукомель mukomel@isras.ru, mukomel@mail.ru

I. Национальные меньшинства в Российской Федерации

Федеральное и региональное законодательство о национальных меньшинствах
Кого относить к национальным меньшинствам
Права национальных меньшинств и потенциальные конфликты
Дискриминация представителей этнических меньшинств на рынках труда и жилья
Опыт регулирования прав национальных меньшинств в субъектах Федерации: сравнительный анализ, позитивные практики
Законодательное обеспечение национальной политики в регионах
Инструменты реализации этнорегиональной политики
Институциональные основы национальной политики в регионах
Финансовые основы этнорегиональной политики
Практическая политика в отношении меньшинств
Сравнительный анализ действенности политики в отношении национальных меньшинств в регионах Российской Федерации
Приложение 1. Оценка сравнительной эффективности национальной политики анализируемых субъектов Российской Федерации
Приложение 2. Методика сравнительного анализа региональных политик по отношению к этническим меньшинствам.

II. Правовая регламентация и практика реализации прав национальных меньшинств в субъектах Российской Федерации Республика Бурятия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Коми, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Амурская, Астраханская(*с дискр.), Волгоградская(*с дискр.), Воронежская, Иркутская(с дискр.), Московская, Нижегородская(с дискр.), Оренбургская(*с дискр.), Пензенская(с дискр.), Пермская(с дискр.), Самарская(*с дискр.), Саратовская(*с дискр.), Свердловская, Томская, Тульская, Тверская области. (в каждом субъекте Федерации рассмотрены: Ситуация
Приоритеты и политика региональных властей Приоритеты и основные направления политики в отношении национальных меньшинств
Образование на языках национальных меньшинств
Культура национальных меньшинств
СМИ на языках национальных меньшинств
Правовая регламентация положения национальных меньшинств
Структуры, курирующие национальные меньшинства
Объединения национальных меньшинств. Национально-культурные автономии и НПО
Взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления и объединений национальных меньшинств
Межрегиональное и международное сотрудничество
Потенциальные конфликты
Дискриминация национальных меньшинств в социально-экономической сфере (в некоторых регионах)

III. Некоторые нормативные правовые акты субъектов Федерации

Республика Бурятия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Коми, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Амурская, Астраханская(*), Волгоградская(*), Воронежская, Иркутская(*), Нижегородская(*), Оренбургская(*), Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская(*), Свердловская, Томская, Тульская, Тверская области.