ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 1997 г. N 336

О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Состоявшийся Первый съезд народов Республики Бурятия определил

основные направления деятельности по преодолению назревших проблем

в области национальной политики и межнациональных отношений.

В целях всестороннего учета интересов народов Республики

Бурятия и обеспечения взаимодействия органов государственной

власти и органов местного самоуправления в реализации

государственной национальной политики Республики Бурятия

Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Одобрить Концепцию государственной национальной политики

Республики Бурятия (прилагается).

2. Рекомендовать министерствам, ведомствам, органам местного

самоуправления руководствоваться Концепцией государственной

национальной политики Республики Бурятия при решении конкретных

задач в сфере национальных отношений, а также при разработке и

программ национального развития и межнационального сотрудничества.

3. Министерствам, ведомствам, главам местного самоуправления

учитывать рекомендации съезда народов Республики Бурятия при

осуществлении социально - экономических реформ, реализации

государственной политики в области культуры, образования,

здравоохранения и информации, разработке проектов законов и иных

нормативно - правовых актов, затрагивающих вопросы национальных

отношений.

...

7. Сектору по вопросам национальной политики (Алексеева В.М.)

в месячный срок подготовить и представить в Правительство

Республики Бурятия проект распоряжения о создании Совета

национальностей при Президенте Республики Бурятия с положением о

Совете и предложениями по его составу.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить

на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия

Нимаеву Л.Ч.

Президент - Председатель

Правительства Республики Бурятия

Л.В.ПОТАПОВ

Первый заместитель Управляющего

Делами - Руководителя Администрации

Президента и Правительства Республики Бурятия

Н.И.БЫКОВ

Одобрена

Постановлением Правительства

Республики Бурятия

от 29.09.97 N 336

КОНЦЕПЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Концепция государственной национальной политики Республики

Бурятия представляет собой систему современных научнообоснованных

теоретических положений, определяющих принципы деятельности

органов государственной власти и органов местного самоуправления в

сфере национальных отношений.

Концепция государственной национальной политики Республики

Бурятия разработана в соответствии с основными положениями

Концепции государственной национальной политики Российской

Федерации и основывается на принципах Конституции Российской

Федерации, Конституции Республики Бурятия, законов Российской

Федерации и Республики Бурятия, на основе Договора о разграничении

предметов ведения и полномочий между федеральными органами

государственной власти и органами государственной власти

Республики Бурятия, а также общепринятых норм международного

права.

Концепция государственной национальной политики - документ,

призванный учитывать интересы всех народов Бурятии, и отстаивать

интересы республики как субъекта федерации в федеративных

отношениях с приоритетом прав и свобод человека и гражданина.

1. Современная этнополитическая ситуация

в Республике Бурятия

Республика Бурятия - суверенное демократическое государство в

составе Российской Федерации, в котором проживают представители

свыше ста национальностей. Наиболее многочисленными из них

являются русские и буряты, составляющие 93,9% всего населения,

которые вместе с эвенками стали основой многонационального народа

Бурятии. Их численный состав и взаимоотношения оказывают

значительное влияние на этнополитическую обстановку в республике.

Коренные (аборигенные) народы - буряты, эвенки, сойоты на

протяжении трех с половиной веков живут вместе с русскими на земле

вокруг Байкала мирно, по-соседски, совместно осваивают природные

богатства края, обмениваясь трудовым опытом и помогая друг другу.

После победы Октябрьской революции осуществилось право бурятского

народа на самоопределение, в результате чего в 1923 году

образовалась Бурят - Монгольская АССР. В республике соединились

судьбы многих народов и этнических групп края. Все они в дружной

семье строили республику, поднимали ее экономику и культуру,

осуществляли свое национально - культурное развитие. В решении

этих задач в советский период нашей истории они добились больших

успехов.

Вместе с тем наряду с достижениями в экономическом,

политическом и культурном развитии народов Бурятии

противоречивость и непоследовательность национальной политики

советского государства, а также изъяны национальной политики

Российской империи стали причиной сохранения национальных проблем,

не разрешенных до настоящего времени.

Форсирование темпов социально - экономического и культурно -

национального переустройства республики в 20 - 30-е годы,

осуществлявшегося в русле общей политики страны, имело и

негативные последствия. Разделение Бурятии в нарушение ее

Конституции на автономную республику и два автономных округа

привело к значительному сокращению ее территории и численности

населения, разрыву хозяйственных связей, снижению социально -

экономического потенциала и территориальному разобщению, прежде

всего, бурятского народа.

В конце тридцатых годов репрессиям подверглись тысячи граждан

республики, включая ее руководителей и видных общественных

деятелей. Отчетливо стало проявляться пренебрежительное отношение

к культурному наследию народов, объявленному феодально -

клерикальным и отсталым. Жестоким гонениям подверглись

традиционные верования: буддизм, православие, шаманизм. Со

временем сузилась сфера применения бурятского и эвенкийского

языков, постепенно они были вытеснены из системы государственного

и местного управления.

Однако взаимоотношения народов республики не утратили своего

позитивного характера. Свою роль в этом сыграли такие выработанные

компоненты народных характеров, как сдержанность, терпимость,

открытость, доброжелательное отношение к своим соседям.

Представители разных национальностей вместе защищали свою Родину в

годы Великой Отечественной войны, вместе занимались созидательным

трудом в послевоенные десятилетия.

Изменения, начавшиеся в стране с середины восьмидесятых годов,

способствовали росту национального самосознания, активизации

усилий по наполнению государственности новым содержанием. 8

октября 1990 года Бурятия приняла Декларацию о государственном

суверенитете. Подписание в 1992 году Федеративного договора и

принятие в 1994 году своей Конституции были направлены на

укрепление прав республики как субъекта Российской Федерации.

Договор и Соглашение о разграничении предметов ведения и

полномочий между федеральными органами государственной власти и

органами государственной власти Республики Бурятия, заключенные в

1995 году, конкретизируют характер взаимоотношений между

федеральными и республиканскими органами власти.

В настоящее время межнациональные отношения в республике носят

в целом стабильный характер. Однако социально - экономический

кризис, связанный с переходом от плановой государственной

экономики к рыночному хозяйству, ухудшение экономической ситуации

негативно влияют в целом на социальное положение населения, что, в

свою очередь, отражается на сфере национальных отношений, в

отдельных случаях политизируя этнические процессы. Устранение

причин, порождающих национальные проблемы, осложняется тяжелым

хозяйственно - финансовым положением республики и отсутствием

соответствующей правовой базы.

На межнациональные отношения оказывают непосредственное

влияние такие общие для всей России взаимосвязанные тенденции

общественного развития, как:

- стремление народов к самоопределению при объективной

необходимости интеграции российского общества;

- стремление сохранить и развить этнокультурную самобытность

при одновременном процессе интеграции культур, формировании общих

духовно - нравственных ценностей.

Неразрешенные проблемы характерны не только для

межнациональных отношений в целом, но и для каждого народа из

числа проживающих в республике, они сказываются на их

внутринациональном самочувствии.

К проблемам бурятского народа следует отнести незавершенность

процесса внутриэтнической консолидации, острую необходимость в

сохранении этнической культуры, языка, обычаев, традиционных форм

хозяйственной деятельности, подвергшихся деформации тоталитарной

системой. В современных условиях реализация кадровой политики

требует выработки объективных критериев представительства бурят в

органах государственной власти.

В этой связи проблемы бурятского народа должны рассматриваться

с учетом его государствообразующей роли <*>, а также решения задач

укрепления межнационального согласия, стабилизации

этнополитической обстановки в республике.

--------------------------------

<*> - В соответствии со статьей 60 (ч. 1) Конституции

Республики Бурятия

У русского народа проблемы связаны в первую очередь с

последовательно проводимой официальными властями в течение

последнего столетия подменой русской культуры наднациональной

"общечеловеческой" культурой, отсутствием комплексных программ ее

развития. Остаются актуальными вопросы возрождения национального

самосознания и духовности. Национальная политика в республике

должна учитывать имеющуюся проблему социокультурной и

этнополитической адаптации русского населения в условиях

суверенитета Бурятии.

Самобытная традиционная культура и религиозные верования

достаточно многочисленной этноконфессиональной группы русского

населения республики - семейских, а также этнокультурной группы -

забайкальского казачества - подверглись жестоким притеснениям в

предыдущие годы. Их возрождение требует особого внимания со

стороны государства.

Крайне острая ситуация сложилась у коренного малочисленного

народа Севера Бурятии - эвенков. Она связана с вопросом выживания

этого народа как этноса и вбирает в себя целый комплекс

демографических, социальных, экономических, правовых и культурных

проблем. Первоочередное значение в ряду этих задач имеют

восстановление традиционных промыслов и природопользования

эвенков, охрана их здоровья и среды обитания. Сходная ситуация

имеет место у сойотов Оки, заявивших в последнее время о себе как

о самостоятельном этносе.

Наряду с русскими, бурятами, эвенками и сойотами в республике

проживают украинцы, татары, евреи, немцы, корейцы, поляки. Вопросы

сохранения культуры, языка, традиций и национальной идентичности

этнических групп - диаспор, проживающих на территории Бурятии,

возникают из-за их малочисленности и оторванности от компактного

проживания коренных этносов.

Неблагоприятное воздействие на этнополитическую ситуацию в

республике оказывают затянувшийся общий кризис и неэффективные

реформы в экономике, а также сложившийся характер федеративных

отношений, при котором не всегда учитываются социально -

экономические, политические и национальные особенности субъектов

Федерации.

Необходимо дальнейшее совершенствование отношений между

органами государственной власти Российской Федерацией и Республики

Бурятия, которые должны последовательно строиться на принципах

подлинного федерализма, охватывающего вопросы экономического,

бюджетного, социального и культурного развития.

Нуждаются в упрочении традиционные культурные и экономические

связи республики с Агинским и Усть-Ордынским бурятскими

автономными округами. Требуют углубления и расширения формы

сотрудничества с другими субъектами Федерации по горизонтали, в

особенности с соседними регионами - Иркутской и Читинской

областями, Республикой Саха (Якутия) и Республикой Тыва, которые

отвечают устремлениям народов Бурятии.

Имея в виду значительный духовный, экономический и

природноресурсный потенциалы Бурятии, стабильную базу

межнационального согласия, выработку и осуществление собственной

государственной национальной политики с учетом направленных на

решение названных проблем всех народов республики следует

рассматривать как необходимое условие ее полноправного социально -

экономического, политического и культурного развития.

2. Основные цели и задачи государственной национальной

политики Республики Бурятия

Основной целью государственной национальной политики

Республики Бурятия является обеспечение таких условий в обществе,

которые позволили бы достигнуть полноправного социально -

экономического, культурного и национального развития народов

Бурятии. Для этого очень важно создать базовую основу для

достижения единой духовной, нравственной и социально -

политической общности народов Республики Бурятия. Данная концепция

может служить ориентиром движения в этом направлении.

Сложность претворения в жизнь концепции определяется тяжелым

экономическим кризисом, противоречивым процессом перехода от

административно - командной системы к правовому демократическому,

гражданскому обществу, к эффективной рыночной экономике,

противоречиями между центром и регионами. Это дает основание

говорить о том, что концепция может подвергаться детализации и

корректировке в ходе меняющейся политической и социально -

экономической обстановки.

Основные задачи в различных областях жизнедеятельности

общества:

в политической области:

- активное участие в формировании и развитии федеративных

отношений на основе положительного исторического опыта становления

государственности России, как евроазиатского континентального

феномена;

- укрепление и развитие Республики Бурятия как государства в

составе Российской Федерации, осуществление ее суверенитета и

самостоятельности, совершенствование системы государственной

власти и органов самоуправления в целях обеспечения свободного и

полноправного развития ее народов;

- формирование государственной модели развития Республики

Бурятия как субъекта Федерации, основой которой должна стать идея

многовекового полиэтнического единства России;

- обеспечение мер по приведению в соответствие с Конституцией

Российской Федерации и федеральными законами положений и статей

законов Республики Бурятия, отражающих национальные вопросы;

- создание соответствующей правовой базы, организационных и

материальных условий для регулирования национальных отношений в

республике и взаимоотношений с федеральными властями;

- создание органами государственной власти и местного

самоуправления совместно с общественными, политическими и

религиозными организациями условий межнационального согласия;

- совершенствование механизма формирования законодательных

(представительных) и исполнительных органов государственной власти

и местного самоуправления, который позволит этническим сообществам

влиять на принятие решений, затрагивающих их интересы;

- заключение договоров и соглашений с Иркутской и Читинской

областями, с Усть-Ордынским и Агинским Бурятскими национальными

округами для выработки единых подходов к решению вопросов,

возникающих в сфере национальной политики;

- поддержка ратификации и претворение в жизнь международных

правовых актов на территории России, в первую очередь Конвенции

169 МОТ (о коренных народах и народах, ведущих племенной образ

жизни в независимых странах) <*>, направленных на защиту интересов

коренных малочисленных народов, живущих в Республике Бурятия;

--------------------------------

<*> - Принята Генеральной конференцией Международной

организации труда 26 июня 1989 года

- содействие созданию в рамках действующих законов

общественных организаций, способствующих сохранению национальных

культур, более полному участию национальных групп в общественно -

политической жизни республики;

- изучение сложившейся ситуации в межнациональных отношениях

силами научно - исследовательских организаций, а также вузов и

разработка на этой основе практических рекомендаций.

в социально - экономической сфере

- регулирование региональной экономической политики в части

отстаивания национальных интересов народов Республики Бурятия на

основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой

деятельности;

- специализация экономики республики, исходя из создавшейся

экологической ситуации, норм традиционного природопользования и

землепользования и особенностей расположения в бассейне одного из

памятников мирового наследия - озера Байкал;

- осуществление программ социально - экономического развития

Республики Бурятия с целью вывода ее из числа депрессивных районов

России и выравнивания уровня социально - экономического развития

Республики Бурятия с уровнем развития других субъектов Российской

Федерации;

- активное участие в создании и развитии региональной

Ассоциации экономического взаимодействия, обеспечивающей

комплексное решение социально - экономических и национальных

проблем Восточной Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока;

- отработка системы подготовки высококвалифицированных кадров

экономистов, менеджеров, юристов, ученых, технологов и других

специалистов с целью формирования новой интеллектуальной элиты,

способной работать в условиях рыночной экономики.

в духовной сфере:

- формирование и культивирование идей духовного сотрудничества

населения Республики Бурятия, создание обстановки межнационального

согласия, чувства любви к малой Родине - Бурятии, как основы

общероссийского патриотизма;

- выдвижение в число первоочередных проблемы консолидации

многонационального народа Бурятии, объединенного общей целью

процветания родного края, защиты озера Байкал, создания

экономически мощного потенциала республики, социального и

национального мира;

- возрождение и развитие духовных ценностей народов Бурятии:

сохранение их культурного наследия, расширение и углубление знаний

об истории и культуре, всемерная популяризация и распространение

этих знаний;

- создание атмосферы взаимного уважения к национальным

традициям и обычаям, дальнейшее развитие духовно - культурного

обмена и использование исторического опыта взаимовлияния народов

России и Бурятии в рамках евразийского пространства;

- обеспечение оптимальных условий для действенной реализации

Закона "О языках народов Республики Бурятия";

- включение языков коренных национальных меньшинств в

программы учебных заведений, в частности, в районах их компактного

проживания;

- воссоздание и совершенствование национальной

общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития

национальной культуры и языка, воспитание уважения к культуре,

истории, языку народов Бурятии и России, мировым культурным

ценностям;

- всемерная поддержка развития миротворческой деятельности

всех конфессий республики, учет взаимосвязи национальных обычаев,

традиций и обрядов с религией, признание важной роли традиционных

религий в воспитании чувства уважения и доверия между народами.

деятельность за пределами Бурятии:

- помощь и поддержка выходцам из Бурятии, проживающим в других

регионах России, государствах СНГ и дальнем зарубежье;

- заключение соглашений с субъектами Федерации по вопросам

сотрудничества в сфере национальных отношений, культурного обмена,

защиты национальных культурных интересов граждан Республики

Бурятия и бурятской диаспоры в частности;

- заключение межправительственных договоров с Монголией и

Автономным районом Внутренняя Монголия КНР о культурном и

экономическом сотрудничестве;

- поддержка общественных национально - культурных объединений

бурятской диаспоры и выходцев из Республики Бурятия в различных

регионах России, дальнем и ближнем зарубежье, в их деятельности по

удовлетворению национально - культурных запросов, сохранению и

развитию родного языка, национальных традиций, укреплению связей с

Бурятией;

- содействие национально - культурным объединениям Республики

Бурятия в установлении творческих контактов с национально -

культурными объединениями в других субъектах Российской Федерации.

3. Принципы государственной национальной политики

Принципы государственной национальной политики Республики

Бурятия основываются на положениях Конституции Российской

Федерации, признанных Россией нормах международного права,

положениях Конституции Республики Бурятия, а также принципах,

заложенных в Концепции государственной национальной политики

Российской Федерации. Они определяют основы жизнедеятельности

личности в обществе и государстве независимо от принадлежности к

той или иной национальности, национально - государственные

интересы России.

Основными принципами государственной национальной политики

Республики Бурятия являются:

1) равенство прав и свобод человека независимо от расы,

национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к

социальным группам и объединениям;

2) защита государственно - правового статуса Республики

Бурятия, обеспечение конституционных прав ее народов;

3) запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам

расовой, национальной, языковой, социальной и религиозной

принадлежности;

4) право каждого гражданина определять и указывать свою

национальную принадлежность без всякого принуждения;

5) запрещение пропаганды и агитации, а также деятельности лиц

и организаций, направленных на разжигание расовой, национальной и

религиозной розни и идеи превосходства одной нации над другими,

национальной исключительности;

6) всемерная поддержка граждан республики за ее пределами,

содействие их национально - культурным объединениям в сохранении и

развитии родного языка, образования, культурных и национальных

традиций, укрепления связей с Бурятией в соответствии с Законом

Российской Федерации о национально - культурной автономии;

7) гарантия прав малочисленных народов в соответствии с

Конституцией, принципами и нормами международного права,

признанных Российской Федерацией;

8) осуществление постоянного контроля за соблюдением

законодательства в сфере национальных отношений и принятие

необходимых мер в случае его нарушения.

4. Основные направления и меры по реализации

государственной национальной политики

в Республике Бурятия

Реализация государственной национальной политики представляет

собой систему организационных мер, обеспечивающих достижение ее

целей и задач.

Они призваны обеспечить переориентацию и координацию

деятельности государственных органов, местного самоуправления и

общественности на решение задач национальной политики,

совершенствование форм и методов ее реализации

Для реализации целей и задач национальной политики в

республике целесообразно осуществить ряд мер:

1. Усилить в органах государственной власти республики

структурные подразделения, ведающие вопросами национальных

отношений и сосредоточить их внимание на:

- координации научных исследований в сфере межнациональных

отношений и выработке на их основе практических предложений для

Правительства республики и других органов государственной власти;

- разработке и экспертизе проектов законов и других правовых

актов по вопросам национальных отношений или затрагивающих сферу

этих отношений;

- разработке и осуществлении программ социально -

экономического, национально - культурного развития и

межнационального сотрудничества народов Бурятии;

- осуществлении Федеральной программы социально -

экономического развития Республики Бурятия с учетом приоритетов

национальной политики;

- обеспечении разработки и финансирования государственных

программ, направленных на национальное развитие и расширение

межнационального сотрудничества народов республики.

2. Народному Хуралу Республики Бурятия активизировать

разработку правовой базы в национальной и межнациональной сфере,

исходя из целей, задач и принципов государственной национальной

политики.

3. Рекомендовать Правительству Республики Бурятия образовать

общественный координационный Совет национально - культурных

объединений Бурятии из представителей этнических общностей и их

общественных объединений, призванный содействовать укреплению

сотрудничества между национальностями, налаживанию диалога с

органами власти и реализации законотворческой инициативы.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления при

разработке планов и программ социально - экономического развития,

принятии управленческих решений, формировании городских,

поселковых советов и в своей повседневной практической работе

полнее учитывать национальные, исторические, культурные, языковые

особенности своих территорий, запросы и интересы конкретных

этнических групп.

5. Органам государственной власти и местного самоуправления:

- развивать и расширять имеющиеся институты национально -

культурной автономии (национально - культурной самоорганизации

граждан);

- выработать программу совместной работы со средствами

массовой информации для широкого освещения целей и задач

национальной политики в республике, обеспечения информирования о

состоянии и развитии межнациональных отношений, формирования

благоприятного морально - психологического климата в сфере

национальных отношений, распространения знаний об истории и

культуре народов Бурятии и России.

6. Для финансирования программ, проектов и отдельных

мероприятий, направленных на осуществление национальной политики,

предусмотреть в государственном бюджете Республики Бурятия

специальную статью расходов, а также привлекать средства органов

местного самоуправления, благотворительные и спонсорские

отчисления организаций, учреждений, фондов, юридических и

физических лиц.

5. Программы национально - культурного развития

в Республике Бурятия

Программы национально - культурного развития в Республике

Бурятия создаются для достижения целей и решения задач

национальной политики, а также для конкретизации, интеграции и

обеспечения эффективной деятельности всех механизмов национальной

политики.

В частных и общих программах целесообразно отражать и

учитывать Основные направления региональных программ

Государственной национальной политики, изложенные в четвертом

разделе Концепции государственной национальной политики Российской

Федерации.

1. На начальном этапе программы национально - культурного

развития этнических общностей разрабатывают все национально -

культурные объединения Республики Бурятия, которые считают это

необходимым. В данных программах может быть отражена деятельность

по всем возможным направлениям: развитие языков, национальное

образование, сохранение и развитие национальных обрядов, обычаев и

традиций, возрождение национальных промыслов и ремесел,

традиционного природопользования, образа жизни, формирование

национального самосознания, поддержка прогрессивных идей и

действий традиционных конфессий и др. с указанием конкретных

мероприятий, этапов, сроков исполнения и исполнителей,

материальных и финансовых затрат, способов достижения.

2. С учетом программ социально - экономического развития

Республики Бурятия и на основе программ национально - культурного

развития конкретных этносов и концепций государственной

национальной политики Российской Федерации и Республики Бурятия

разрабатывается государственная комплексная программа

национально - культурного развития и межнационального

сотрудничества народов Бурятии.

3. В основу комплексной программы развития народов Бурятии

необходимо положить систему мер, определяющих деятельность органов

исполнительной власти (президента, правительства, министерств и

ведомств, учреждений), законодательной власти (Народный Хурал),

органов местного самоуправления, общественных и национально -

культурных объединений, образовательных учреждений и средств

массовой информации, направленных на сохранение и развитие

этнических культур, языков, лучших традиций бурятского, русского,

эвенкийского народов и других этнических общностей, сотрудничество

и духовное взаимообогащение граждан республики всех

национальностей.

4. Программа должна согласовываться с федеральными программами

по социально - экономическому и культурному развитию республики, а

также с отдельными федеральными программами развития славянских,

монгольских, тюркских, финно - угорских, малочисленных северных и

других народов Российской Федерации.

5. Программы национально - культурного развития конкретных

этнических общностей могут в основных своих положениях входить в

комплексную программу в качестве подпрограмм.

6. В отдельном разделе программы (подпрограмме) необходимо

отразить использование средств массовой информации как инструмента

культурного и духовного обмена ценностями народов Бурятии.

7. Следует разработать и осуществить комплекс мер

(подпрограмму) по формированию культуры межнационального общения и

внедрить его в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего

образования, повышения квалификации кадров.

8. В программе важно предусмотреть конкретные меры помощи

бурятской диаспоре, проживающей за пределами республики, в

удовлетворении национально - культурных потребностей.

9. В реализации программы государственной национальной

политики призваны участвовать министерства и другие органы

исполнительной власти республики.

------------------------------------------------------------------