Текст документа

15 марта 2002 года 90-ОЗ

ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ"

Принят

Амурским

областным Советом

народных депутатов

21 февраля 2002 года

Статья 1

Утвердить целевую программу "Развитие системы образования Амурской области на 2002-2005 годы" (приложение).

Статья 2

Главе Администрации области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий, предусмотренных целевой программой "Развитие системы образования Амурской области на 2002 - 2005 годы".

Статья 3

Рекомендовать органам местного самоуправления области на основании целевой программы "Развитие системы образования Амурской области на 2002 - 2005 годы" разработать целевые муниципальные программы развития системы образования.

Статья 4

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.

Глава Администрации

Амурской области

Л.В.КОРОТКОВ

г. Благовещенск

15 марта 2002 года

N 90-ОЗ

Приложение

к Закону

Амурской области

от 15 марта 2002 г. N 90-ОЗ

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2002 - 2005 ГОДЫ"

ПАСПОРТ

ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ"

Наименование программы

Целевая программа "Развитие системы образования Амурской области на 2002 - 2005 годы"

Региональный заказчик (координатор) программы

Администрация области

Основные разработчики и исполнители программы

Комитет по образованию Администрации области (далее - комитет по образованию), Амурский областной институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, Благовещенский государственный педагогический университет, педагогические колледжи г. Благовещенска, областные учреждения дополнительного образования детей

Цель программы

Развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой социально активной творческой личности

Срок реализации программы

2002-2005 годы

 Объемы и источник финансирования программы

 2002 г. - 8000 тыс. руб.; 2003 г. - 8094 тыс. руб.; 2004 г. - 8273 тыс. руб.; 2005 г. - 8862 тыс. руб.; Всего 33229 тыс. руб. Программа финансируется из областного бюджета

Социально-экономическая эффективность программы

Социально-экономическая эффективность заключается в самом предназначении программы - сохранении и развитии системы образования в области в интересах личности, общества, региона и государства. От качества системы образования в конечном счете напрямую зависит экономический и социальный прогресс в регионе. Базируясь на представлении образования как процесса социализации, можно позитивно повлиять на процессы усвоения молодым поколением ценностей, норм, установок, образцов поведения и жизнедеятельности, присущих современному социуму, что снизит социальную напряженность, уровень преступности, безработицы и проявление других негативных социальных явлений в регионе

Организация текущего контроля

Комитет по образованию

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Программа в соответствии с Законами Российской Федерации "Об образовании" и "Об утверждении Федеральной программы развития образования" является организационной основой для проведения государственной политики на территории области в сфере образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Основные цели и задачи программы развиваются районными и городскими программами, которые учитывают социально - экономические, экологические, культурные. демографические и др. особенности конкретной территории и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации и законами области к ведению органов местного самоуправления.

По основным направлениям развития программы представлены подпрограммы целевых проектов (приведены в разделе III).

Ожидаемые результаты реализации программы - сохранение и развитие региональной системы образования в интересах личности, общества и государства.

Порядок организации выполнения программы, ее ресурсного обеспечения и контроля за ходом ее реализации устанавливается Администрацией области.

Механизм реализации программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:

перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий программы, с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объема финансирования;

координационного плана совместных действий комитета по образованию с другими исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Контроль за реализацией программы осуществляется Администрацией области в соответствии с законодательством об образовании.

Программа является основой для разработки целевых муниципальных программ развития системы образования на территории области. При их разработке учитываются особенности каждого района (города), специфика образовательных учреждений, перспективы их развития, существующая материально-техническая база, обеспеченность педагогическими кадрами и т. д., однако цели и задачи муниципальных программ, основные направления развития систем образования на территориях, ожидаемые результаты их реализации должны соответствовать общим тенденциям к сохранению и развитию региональной системы образования.

Проблемы образования

Развитие образования области происходит в сложной ситуации. На деятельность образовательных учреждений области дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются:

социальная и экономическая нестабильность общества;

острый дефицит финансовых средств для поддержки образовательной инфраструктуры региона;

неполнота нормативной правовой базы;

неисполнение норм законодательства в сфере образования;

нарушение законодательства в обеспечении защиты образовательных учреждений области от штрафов и пеней, начисляемых независимо от отсутствия или несвоевременности финансирования из бюджетов;

несовершенство системы взаимодействия областных и муниципальных органов управления образованием;

снижение уровня образования всего населения области;

ухудшение социального положения и здоровья детей;

неудовлетворительное состояние учебно-материальной базы образовательных учреждений области.

Неполное финансирование является одной из основных причин кризисных ситуаций в системе образования.

Анализ состояния системы образования позволяет выделить следующие проблемы:

уменьшения количества дошкольных образовательных учреждений;

внедрения в дошкольное образование предметного обучения;

отсутствия преемственности дошкольного, начального и основного общего образования;

появления многопредметности в начальной школе;

уменьшения количества выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в высшие учебные заведения без дополнительной подготовки;

проявления тенденции к ухудшению здоровья детей, их социального положения;

роста детской безнадзорности, преступности среди молодежи;

восстановления единства систем обучения и воспитания;

проблемы сельской школы, возникающие вследствие социально-экономических предпосылок и демографической ситуации;

отсутствия современных компьютерных кабинетов;

внедрения новых информационных технологий;

становления национальных школ как социокультурных центров на территориях компактного проживания коренных народов области;

сокращения объема услуг, связанных с занятиями научно-техническим творчеством, туризмом, детским спортом;

отсутствия бюджетного финансирования содержания и развития материально-технической базы начального профессионального образования;

снижения возможностей системы профессионального образования области в улучшении социальной защиты учащихся, студентов и работников этой сферы;

формирования механизма прогнозирования, мониторинга подготовки специалистов;

кадрового обеспечения учебных заведений области, особенно сельских школ;

организации и проведения профессиональной переподготовки высвобождаемых работников образования и специалистов;

создания рынка специализированных информационно-образовательных средств и курсов дистанционного образования.

Положения данного раздела являются основой определения целей, задач и направлений развития системы образования.

РАЗДЕЛ II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Главной целью программы является развитие системы образования в области; создание социальных, правовых и педагогических условий для оптимальной социализации личности средствами системы образования и превращение ее в один из важных факторов социально-экономической стабилизации и развития области.

Задачи программы:

обеспечение условий для реализации равных прав граждан на получение образования всех уровней и ступеней;

создание региональной нормативной правовой базы в сфере образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества, региона и государства;

формирование и реализация экономических региональных механизмов развития системы образования области;

разработка и реализация новых информационных образовательных технологий;

развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности учреждений системы образования области, интеграция науки, образования, производства;

создание системы мониторинга качества образования в регионе;

развитие системы подготовки и послевузовской профессиональной переподготовки работников образовательных учреждений и научно-педагогических работников;

выполнение комплекса приоритетных фундаментальных и прикладных исследований по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;

развитие региональной системы непрерывного образования;

организация областного централизованного пополнения фонда библиотек системы образования за счет средств бюджетов всех уровней;

развитие материально-технической базы системы образования области.

РАЗДЕЛ III. ПОДПРОГРАММЫ

ПОДПРОГРАММА ;ДЕТИ СЕВЕРА;

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СЕВЕРА

Численность эвенкийского населения в области составляет 1350 человек, в том числе детей 474, школьного возраста - 365. Снижается показатель рождаемости: за последние 10 лет число родившихся на 1000 жителей сократилось в 2 раза. Показатель смертности в 1999 году более чем в 1,5 раза превысил областной. Только 49% эвенков заняты в общественном производстве, из них доля лиц с высшим образованием составляет 5%. В местах компактного проживания народов Севера складывается неблагоприятная социально-демографическая ситуация.

В северных территориях области работают 72 школы, из них начальных 8, основных 1, средних (полных) общеобразовательных 63, 5 вечерних школ и 20 учебно-консультационных пунктов. В них обучаются 23193 школьника.

Введение базисного учебного плана позволило обеспечить индивидуализацию учебного процесса, ввести предметы по выбору.

Особое внимание уделено трудовой подготовке школьников. На базе Первомайской СПОШ Тындинского района функционирует областная экспериментальная площадка по теме "Национальный компонент в учебном плане, выработка новой модели трудового воспитания в полиэтнической среде".

В школах создаются предпосылки для моделирования воспитательных систем. Возрождаются патриотическое воспитание, изучение народных обычаев, обрядов, национального фольклора, народные ремесла, промыслы, что положительно сказывается на формировании нравственных критериев жизни детей. Развитие экологического образования, исследовательской и поисковой деятельности учащихся становится важнейшей задачей всех образовательных учреждений, расположенных в северных районах.

В связи с продолжающимся социально-экономическим кризисом в последние годы сохраняется тенденция к ухудшению здоровья детей, проживающих в данных местностях. Несмотря на принимаемые меры (витаминизация детей, профилактика йод - дефицита, ежегодные профилактические осмотры детей, организация летнего отдыха в местах с благоприятными климатическими условиями), более 70% детей нездоровы. Среди детей эвенков этот показатель еще выше.

Подавляющее число эвенкийских семей, имеющих детей (91,5%), нуждается в социальной защите.

Анализ состояния обучения и воспитания детей эвенков показал, что традиционная система образования еще не в достаточной степени направлена на сохранение национального языка, приобщение молодежи к материальной и духовной культуре родного народа, его традициям.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДПРОГРАММЫ

Цели - обеспечение государственной поддержки детей Севера, создание условий для реализации конституционного права граждан на получение образования независимо от места проживания.

Задачи:

разработка педагогических технологий и механизмов их реализации по обеспечению условий сохранения генофонда коренных народов севера области;

подготовка и переподготовка кадров различного профессионального уровня, способных реализовать программу сохранения и развития культуры малочисленных народов Севера в условиях сочетания национальной и общечеловеческой культур;

развитие у школьников мотивационно-потребностной сферы и установок, направленных на участие в общественном производстве с учетом социально-экономических особенностей территории их проживания.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ

Создание областного центра (лаборатории) национальной школы и осуществление в рамках его деятельности подготовки и переподготовки кадров на базе ИППК;

обеспечение охраны здоровья детей, совершенствование их образования и воспитания;

создание воспитательных систем, сообразных этническим условиям;

укрепление материально-технической базы школ и дошкольных учреждений на северных территориях области.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Создание условий для сохранения генофонда, оптимального физического и психического развития коренных малочисленных народов Севера средствами образования и воспитания на основе возрождения национальной культуры, традиций и менталитета нации.

Укрепление материально-технической базы школ и дошкольных учреждений.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ ;ДЕТИ СЕВЕРА

N п/п

Мероприятия

Исполнители и соисполнители

Сроки исполнения и объемы финансирования по годам (тыс. руб.)

2002

2003

2004

2005

всего

1.

Оснащение техническими средствами обучения общеобразовательных школ северных территорий

Комитет по образованию

 

20

22

24

66

2.

Развитие центров традиционной культуры и народных промыслов коренных малочисленных народов севера области (на базе Усть-Нюкжинской и Ивановской школ)

Комитет по образованию

 

23

26

29

78

 3.

 Оснащение учебным оборудованием мастерских общеобразовательных школ в северных районах

 Комитет по образованию, ИППК

 

 23

 26

 29

 78

 4.

 Издание сборника для внеклассного чтения "Фольклор эвенков Амурской области"

 Комитет по образованию, ИППК

 

 23

 26

 29

 78

 5.

 Целевая подготовка педагогических кадров из числа народов Севера в г. Санкт-Петербурге

 Комитет по образованию

 

 78

 87

 96

 261

 6.

 Финансирование доставки и хранения витаминных препаратов для школ северных территорий области

 Комитет по образованию

 -

 -

 129

 142

 271

 7.

 Приобретение автотранспорта для подвоза учащихся: в Овсянковскую СПОШ Зейского района

 Комитет по образованию

 103

 -

 -

 -

 

в Норскую СПОШ Селемджинского района

-

116

-

-

219

Итого

103

283

1051