Амурская область

Приоритеты и политика региональных властей

Образование на языках национальных меньшинств. В области работают 5 национальных школ, в которых обучается 355 учащихся из числа коренных малочисленных народов Севера, из них 250 детей изучают родной язык. (2001/2002 учебный год. Источник: Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера. 2001 год. М., Госкомстат РФ, 2002, с.64).

В сфере образования в области был принят ряд программ, в которых нашли отражение и проблемы национального образования представителей коренных малочисленных народов. В Программе развития общего образования Амурской области (см.: Приложение к Постановлению Главы Администрации области от 13 мая 1994 г. №438) был выделен проект «Дети народов Севера Амурской области», призванный содействовать улучшению изучению и преподаванию  родного и русского языков, российской и национальной культуры. Кроме того, особое внимание было обращено на трудовое воспитание и профессиональное обучение детей эвенков. Программа предусматривала в числе запланированных мероприятий:

- разработку целевой программы непрерывного обучения родному языку, начиная с детского сада, школы и в перспективе – в средних и высших учебных заведениях, программы разговорной речи эвенкийского языка для факультативов;

- подготовку специальных программ по национальному изобразительному искусству, музыке, фольклору, народному художественному творчеству для национальных школ;

- создание в школах, обучающих детей эвенков, центров детского творчества, кружков по  национально- прикладному искусству, фольклорных ансамблей, секций по национальным видам спорта и  играм с целью приобщения учащихся к родной культуре;

- развитие системы передвижных школ в Тындинском, Зейском и Селемджинском районах;

- проведение районных и школьных олимпиад под девизом «Изучаю родной язык, культуру, географию своего народа»;

- изучение вопроса о возможности профессионального обучения детей эвенков  по специальности «Зверовод, оленевод» в Якутии на договорной основе, в ПТУ-2 по специальности «Оленевод-механизатор», в Сошнинском ПТУ по пошиву национальной одежды, в Хинганском ПТУ по специальности «Скорняк – раскройщик».

Областная целевая программа «Дети Севера» на 1996 – 2000  гг. (см.: Приложение к Постановлению Главы Администрации области от 31 августа 1996 года №400)  в сфере образования была ориентирована на:

- разработку положения о центре традиционной культуры и народных промыслов эвенков при средних  школах национальных сел;

- создание технологического лицея традиционных промыслов по подготовке специалистов по народным промыслам и декоративно-прикладному искусству на базе Первомайской средней школы Тындинского района;

- обеспечение национальных школ Севера программами по изучению эвенкийского языка, разработка рабочей тетради по разговорному эвенкийскому языку для начальной школы;

- приобретение учебных пособий по традиционным видам хозяйствования, народным промыслам и ремеслам коренных малочисленных народов Севера;

- подготовку и проведение областного научно-практического семинара по проблемам  сохранения и развития эвенкийского языка и традиционной культуры в современных условиях;

- финансирование мероприятий областной экспериментальной педагогической площадки по выработке новой модели трудового обучения и воспитания детей эвенков на базе Первомайской средней школы и Усть-Нюкжинской таежной школы Тындинского района.

В Программе развития образования Амурской области на 2000 год  (см.: Постановление Главы Администрации от 7 апреля 2000 года №393 в ред. Постановления Главы Администрации от 25 сентября 2000 года №587) были запланированы такие мероприятия, как организация центра традиционной культуры и народных промыслов на базе Ивановской СПОШ, издание учебного пособия по изучению эвенкийского языка на диалекте амурских эвенков для начальной школы, осуществление целевой подготовки педагогических кадров из числа народов Севера в Санкт-Петербургском  университете, открытие кабинета национальных школ на базе Амурского ИППК.

В ряде подпрограмм  Целевой программы «Развитие системы образования Амурской области на 2002 – 2005 годы» (см.: Приложение к Закону области от 15 марта 2002 года) учитывается этнический фактор. Одна из задач подпрограммы «Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей» - повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений. В связи с этим запланирована разработка первоочередных мер по дальнейшему развитию муниципальных систем дополнительного образования детей с учетом  их национальных традиций.

В рамках подпрограммы «Дети Севера» рассматриваются проблемы образования  эвенков. В подпрограмме отмечается, что традиционная система образования еще не в достаточной степени направлена на сохранение национального языка, приобщение молодежи к материальной и духовной культуре родного народа, его традициям. Вместе с тем возрастает интерес к изучению народных обычаев, обрядов, национального фольклора, народных ремесел, промыслов. На базе Первомайской СПОШ Тындинского района функционирует экспериментальная площадка «Национальный компонент в учебном плане, выработка новой модели трудового воспитания в полиэтнической среде».

          Подпрограмма предполагает создание областного центра (лаборатории) национальной школы и осуществление на его основе подготовки и переподготовки кадров; формирование воспитательных систем, сообразных этническим условиям. В числе предусмотренных мероприятий – развитие центров традиционной культуры и народных промыслов коренных малочисленных народов Севера на базе Усть-Нюкжинской и Ивановской школ; издание сборника для внеклассного чтения «Фольклор эвенков Амурской области»; целевая подготовка педагогических кадров из числа коренных народов Севера в Санкт-Петербурге.

В рамках комплексной программы “Развитие образования Амурской области на пороге нового тысячалетия” разрабатываются и реализуются отдельные проекты, объединенные общей идеей гуманизации образования. Так, например, разрабатывается проект Дети севера, направленный на создание условий для сохранения генофонда и культуры коренных малочисленных народов средствами образования и воспитания на основе возрождения национальной культуры, традиций и менталитета нации. http://www.bspu.tsl.ru/lib/Book5.htm