Амурская область

Приоритеты и политика региональных властей

Приоритеты и основные направления политики в отношении национальных меньшинств. Проблемы межнациональных отношений находятся в поле зрения областных властей с начала 1990-г гг. (Приложение N 1 к распоряжению заместителя Главы Администрации Амурской области от 26 июля 1994 г. N 240-р).

Однако политика в отношении национальных меньшинств не артикулирована и практически отсутствует. В области нет соответствующих структур, ответственных за политику по отношению национальным меньшинствам, нет программ реализации национальной политики.

В данном субъекте Федерации органы государственной власти особое значение уделяют защите прав и интересов коренных малочисленных народов – эвенков.

В настоящее время в местах традиционного проживания народов Севера сложилась неблагополучная социально-демографическая ситуация. В трудоспособном возрасте уходит из жизни 2/3 представителей коренных малочисленных народов.

Повышению уровня смертности способствует ухудшение социально-бытовых условий, жилищная неустроенность, крайне слабое медицинское обслуживание. Но главные причины - экономическая нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне, проблема занятости.

В общественном производстве занято 359 человек коренной национальности, а это лишь около половины населения в трудоспособном возрасте. (Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера. 2001 год. М., Госкомстат РФ, 2002, с.37). Более половины незанятого населения не работает из-за отсутствия рабочих мест, низкой профессиональной квалификации, свыше 15% выработали трудовой стаж. Низкий образовательный уровень резко ограничивает сферу приложения труда коренного населения.

Тяжелое экономическое состояние национальных меньшинств привело к тому, что только 272 семьи имеют детей (в их число входят 53 многодетные семьи), из которых 249 являются малообеспеченными. В 57 неполных семьях воспитываются 112 детей. Из 590 детей аборигенов 37 являются круглыми сиротами.

Федеральная "Программа социально-экономического развития народов Севера до 2000 г." из-за ее слабого финансирования не была реализована на территории Амурской области. В 1998 г., например, жилой площади фактический ввод составил 36,5% http://www.hro.org/docs/reps/1999/amur/5-1.htm

Большой проблемой оленеводческих хозяйств является нехватка кадров. Крупный урон оленеводству был нанесен в 30-е годы, а затем в конце 50-х годов, когда перевод на оседлый образ жизни стал рассматриваться как главная государственная задача. Особенно разрушительное влияние на этот вид деятельности оказал запрет женщинам, старикам и детям находиться вместе с пастухами. Это обстоятельство привело к тому, что многие оленеводы дожили до старости, не обзаведясь семьей.

В ряде  Комплексных программ социально-экономического развития области в числе приоритетов Администрации области указывается возрождение и развитие национальной культуры, русской духовности, сохранение истинно народных традиций и фольклора малочисленных народов Севера, диаспор различных национальностей, проживающих в области (см.: Приложения к Законам области от  7 декабря 1978 года, 3 декабря 1999 года, 25 декабря 2000 года).        

В последнее время приоритетным направлением становится формирование этнической толерантности. Планом мероприятий по реализации Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в Российском обществе (2001–2005 годы)», являющимся Приложением к Постановлению Главы Администрации области от 27 марта 2002 года №109, предусматриваются меры, направленные на формирование этнической терпимости. В частности, предполагается подготовка  методических рекомендаций по работе с детьми в рамках детской общественной организации «Амурчата» в целях формирования толерантного поведения, национальной и религиозной терпимости с помощью интерактивных средств обучения и игр.